Мне кажется, вопрос о том, надо ли детям читать сказки русских классиков, стоять не должен. Все-таки литература XIX века - это на самом деле сокровищница, наследием которой нужно гордиться. И чем раньше ребёнок познакомиться с образцами нашей классики, тем тоньше и лучше будет вкус, к тому же это будет способствовать развитию так называемой "генетической" памяти (всем ведь известно, что современный ребёнок рождается с другим, отличным от нашего, набором знаний).
А наши сказки ничуть не хуже мировой литературы. Они интересны, будят воображение и отвечают искомым требованиям: "В сказке - ложь, да в ней намек: добрым молодцом урок".
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Традиционное начало. Впрочем, П. Ершов, написавший "Конька-горбунка" в студенческие годы и не скрывал, что сюжет он не выдумывал, а услышанное от обычного мужика привёл в нужную форму. Так родилась сказка, которая почти 200 лет радует своим звучанием детей.
Именно что звучанием, ведь написана она стихотворной строкой, очень доступна, легка и хорошо запоминается.
Приключения же, которые пережил Иван-дурак, оказавшихся вовсе не глупым, зато честным и порядочным, вместе с со своим коньком ростом в три вершка и двумя горами, на самом деле увлекательны. То перо жар-птицы добыл, то саму жар-птицу. То увидел необычного Кита.
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
То Царь- девицу, что дочь Месяца и сестра Солнца.
О ком сказка?
О царе-самодуре и о том, как можно с подобной счастью бороться?
Об Иване, который в конце, искупавшись в водах, становится красавцем и царём? Только вот об изменениях умственных ничего Ершов не пишет. Да и зачем герою мозги - у него есть сердце доброе, желание помочь, а подсказать нужное решение всегда может друг его верный - Конек.
Сказка носит имя Конька-горбунка, вот о нем она и повествует. О дружбе, о преданности, о взаимовыручке.
Но главное - это тот прекрасный язык, которым книга просто дышит. Читаешь такие знакомые с детства строки и удивляешься богатству родного языка. Сравниваешь звучание "Конька-горбунка" с современными "шедеврами" и поражаешься, как убого стали писать.
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка, и от бурка,
И от вещего каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка будет впереди.
Как на море-окияне
И на острове Буяне
Новый гроб в лесу стоит,
В гробе девица лежит;
Соловей над гробом свищет;
Чёрный зверь в дубраве рыщет.
Это присказка, а вот —
Сказка чередом пойдёт.
Если по сказке Ершова хотя бы фильм сняли (неважно, на сколько качественно!!! Впрочем, одно то, что реплики персонажам переписали, уже о многом говорит), то замечательное произведение А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" менее популярно.
Конечно, оно для восприятия посложнее, назидательнее.
"Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою".
Да и в целом сказка скорее о пороках, а не о счастливой женитьбе на Царь-девице: самолюбии, самонадеянности, гордыни. А ещё о страшном пороке- предательстве, о том, какие у предательства могут быть последствия, о том, что за каждое свое решение, слабость надо отвечать. В этом плане сказка очень ценна, потому что мальчик Алёша может стать хорошим примером, когда учатся на ЧУЖИХ ошибках.
"Алёша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учёности, будешь самое несчастное дитя!"
Печальная история многому научит.
Сказка С. Аксакова "Аленький цветочек" была самой любимой с детстве.
О любви -"одной на миллион", о верности, о том, что вовсе не внешность важна, а доброта, об исполнении самого сокровенного.
"Коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?"
И очень не хочется говорить, что это наш аналог "Красавицы и Чудовища". Вовсе нет. Это НАША сказка. А сюжет... так вообще не так много в литературе оригинальных сюжетов. И если уж быть честным, то и "Красавица и Чудовище", и "Аленький цветочек" восходят к вечному Апулею его "Золотому ослу" (история Психеи и Амура)
Книга В. Одоевцева "Городок в табакерке" о мире, что существует на крышке коробочки для табака.
"Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, – и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
– Что это за городок? – спросил Миша.
– Это городок Динь-Динь, – отвечал папенька и тронул пружинку…"
Там живут мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки и принцесса Пружинка.
Сама сказка даст представление о том, как устроены вот такие музыкальные шкатулочки.
Конечно, не могу не вспомнить сказки В. Гаршина "Лягушка-путешественница" и "Сказка о жабе и розе", Д. Мамина-Сибиряка "Алёнушкины сказки".