В одном из интервью на вопрос о количестве сыгранных ролей Алексей Серебряков ответил: "Около 170 или 180 работ. Из них примерно с десяток по-настоящему стоящих".
Скорее всего, почитатели артиста не согласятся с такой жесткой самооценкой. У него множество интересных и даже знаковых для отечественного кинематографа ролей, начиная с Димки Савельева в "Вечном зове" и суворовца Володи Ковалева в "Алых погонах". Но Серебряков, как правило, не старается смягчить свою мысль ни в одном высказывании. И оценка собственной работы – не исключение.
Вот 5 примечательных и обсуждаемых фактов из творческой биографии востребованного исполнителя.
Театр
С первого раза поступить в театральный вуз Алексею Серебрякову не удалось. Провалив экзамены в Щукинское училище, юный москвич уехал в Сызрань, где год прослужил актером в драматическом театре. Благо опыт был – к тому времени снялся уже в шести картинах. После закончил ГИТИС и в 1986 году был принят в Театр-студию своего вузовского педагога Олега Табакова. Там он проработал до 1991 года, но кино перевесило. Еще одну попытку вернуться в театр Серебряков сделал по предложению Марка Захарова. Однако проект, на который его пригласили в "Ленком", не был воплощен в жизнь и артист закрыл для себя театральную тему. Переезд в Канаду этому тоже поспособствовал – сложно соответствовать репертуарному графику, если бываешь в стране наездами. Алексей отказывался даже от антреприз.
"Я не могу сказать, что скучаю по театру, хотя опыт театральной работы имеется. Но я не люблю конвейер, что в театре неизбежно, поскольку он строится на принципе повторения", – считает исполнитель.
"Бандитский Петербург", "Штрафбат" и другие
Киноведы нередко называют Серебрякова артистом, который играет "неоднозначных персонажей в неоднозначных фильмах". Возможно, ведь в его багаже немало картин, вызывающих бурные споры и диаметрально противоположные мнения зрителей и критики. При этом персонажи могут быть абсолютно разными, но всегда точно и ярко сыгранными. Как, например, Мамонтов в "ПираМММиде", снятой по автобиографической книге Сергея Мавроди, или стилист Стасис в "Глянце" Андрея Кончаловского.
При всей бешеной популярности, роль Олега Званцева (Адвоката) в "Бандитском Петербурге" тоже вызвала немало нареканий – за романтизацию криминала. А сколько шишек досталось сериалу "Штрафбат"! И сейчас оценки этой работы колеблются от "это очернение нашей истории" до "наконец-то сняли правду". Сам артист убежден: "Мой командир штрафного батальона Василий Твердохлебов из сериала "Штрафбат" – самый яркий пример настоящего патриота. Он любит людей. Для него человеческая жизнь бесценна. Так же, как и человеческое достоинство".
"Левиафан" и зарубежные проекты
"Мое участие в картине Андрея Звягинцева "Левиафан" дало мне шанс, благодаря которому меня узнали на западе. Стали и там приглашать в так называемое авторское или артхаусное кино" – говорит Алексей. Но актер не ведет речь о "прорыве" в западный кинематограф. Если предложение интересное, соглашается. При этом отмечает проблему, знакомую и другим отечественным звездам – чаще всего предлагают сыграть "плохих русских".
Кроме того, существует языковой барьер. Для съемок Серебрякову приходилось учить роли на немецком и английском. Говорит, что справлялся. Но вынужден отказывать, когда требуется знать язык в совершенстве: "...Вместо меня снимается Мишка Горевой, потому что он говорит по-английски, а я нет". Из недавних зарубежных проектов отмечает британский сериал "МакМафия" (2018).
Отъезд или эмиграция
В начале 2012 года Серебряков с семьей уехал на постоянное место жительства в Канаду. В этом он не видит ничего "криминального". Мария, супруга актера, в первом браке была замужем за канадским гражданином, соответственно, имеет гражданство этой страны. У пары трое детей – дочь Даша (от первого брака Марии) и двое сыновей, которых супруги усыновили из детдома. На все это были личные и бытовые причины. "Что значит "уехал"? ... Я русский артист, я играю в России, плачу немаленькие налоги и паспорт у меня российский. Очевидно, что если я снимаюсь три сезона в "Докторе Рихтере", а каждый съемочный период минимум полгода, то все это время я провожу в России", – отвечает актер тем, кто упрекает его в эмиграции.
Сейчас Алексей живет в Москве с дочкой и внучкой. Супруга по-прежнему разрывается на два города – сыновья Степан и Данила учатся в университете Торонто.
Отношение к кино
К съемочному процессу Серебряков относится более, чем серьезно. Погружается в роль, ищет образ, сомневается. Это нелегко. Поэтому, когда режиссеры предлагают условно "два съемочных дня", первым делом спрашивает о гонораре. Не спешите упрекать артиста в меркантильности. "Любой более или менее опытный актер по бюджету картины может оценить ее качество, хотя результат всегда неочевиден", – говорит он. Конечно, важны и другие аспекты: кто режиссер, где снимают, на какое время придется расстаться с семьей.
При этом Серебряков нередко работает за чисто символические деньги, чтобы поддержать проект. Как в камерной ленте Сергея Ливнева "Ван Гоги" (2018). Или вообще бесплатно, если режиссер начинающий и талантливый. Это могут быть короткометражки и полный метр. Одна из недавних меценатских работ Серебрякова – драма "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" (2017) режиссера Александра Ханта.
"Мне за свою работу не стыдно. На экране жилы рву, чтобы фильм получился хороший" – утверждает актер, несмотря на самокритичный подход к кинопроизводству. И в этом с ним трудно не согласится.
Друзья, один из хороших фильмов Алексея Серебрякова – на киноканале Русский Бестселлер. Не пропустите детектив "Охотники за бриллиантами", основанный на реальных событиях советской истории, вот ссылка на программу: bestrussia.tv/.
Читайте еще статьи о кино и артистах:
Любимые женщины Владимира Вдовиченкова
10 секретов съемок боевика "На гребне волны"
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, вместе обсудим все самое интересное!