Найти тему
ВК ПРЕСС

ЕГЭ — для киборгов в Зазеркалье: взгляд мамы выпускника

Погрузившись в этом году с ребенком в мир ЕГЭ и изучив его изнутри во всех подробностях, не могу не поделиться впечатлениями. Особенно — об экзамене по литературе и русскому, поскольку по образованию я филолог и могу сравнить сдачу ЕГЭ в современной школе со сдачей экзаменов в вузе. Что больше всего удивило — ЕГЭ в этом году в России прошел уже в 20-й раз (первые опыты начались в 2001-м). Сотни, тысячи родителей высказывали и объективные, и субъективные претензии, есть свои замечания у педагогов, которые тоже в заложниках у системы, но все же в меньшей степени, чем дети. Неужели нельзя было до сих пор убрать вопиющие перекосы, которые на поверхности? И при этом организаторы говорят о том, что изменили к лучшему очень многое. Не знаю, что было раньше, но что в настоящее время — вижу.

Правда, должна сразу сказать: сейчас, когда все три экзамена уже сданы и даже известны оценки по двум, накипевшее слегка улеглось. Ощущаются плюсы системы — слава Богу, не надо проходить еще и вступительные испытания, это действительно большое, просто огромное благо и для детей, и для родителей. Однако минусы все равно не оправдаться! Системе ЕГЭ нужна коррекция — ее можно не отменять, как снова говорят. Единый экзамен и для выпуска из школы, и для поступления — это очень удобно. Но просто необходима гуманизация происходящего — во всех смыслах этого слова, которое, вообще-то, должно быть в центре педагогики.

Претензия к объему заданий ЕГЭ по литературе: жестокая система

Самые распространенные претензии — к тестовой части. Кто только и как на это не плевался! Но все же изменения вносились не зря, судя по всему. Сейчас, в 2021 году, я бы сказала так: господа, суть уже не в тестах. Беда в количестве заданий, которые должны быть выполнены за 3 часа 55 минут!!! (Всего их 17) Однако пойдем по порядку.

Сначала проверяются общие теоретические знания: на основе приведенного текста (проза, в среднем на страницу) надо определить род литературы, жанр и литературное направление. Задания на литературоведческие термины и средства художественного выражения — почему бы и нет. Если ребенок знает теорию, это все достаточно легко и имеет право на существование, даже если ранее именно этот текст не прорабатывался. Потом проверка уровня начитанности — например, надо соотнести фамилии главных героев и названия произведений. Это тоже вменяемо, помогает оценить подготовку по предмету.

А вот дальше, на мой взгляд, начинается нечто уже сомнительное. Школьники должны написать два мини-эссе по тому же тексту. Допустим, ответить на вопрос, как смысл названия произведения раскрывается в приведенном фрагменте, или как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы, или какие черты личности раскрываются в приведенном примере — это первое эссе. Ответ должен быть развернутым, на 5–10 предложений. «При наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объеме» — это из критериев проверки и оценки. Во время подготовки и тренировочных эссе каждый такой ответ выходил почти на страницу. Страницу! В качестве ответа нужен связный текст, с цитатами, обоснованием своего мнения, приведенными в качестве доказательств аргументами.

Понравился текст? Жмите лайк, подписывайтесь на наш канал и переходите на полную версию текста нашего обозрвеателя о достоинствах и недостатках Единого государственного экзамена.

Читайте также: Современное образование: куда привели нас реформы

Источник: ИА "ВК Пресс"