Питер Шифф – известный критик биткойна.
В целом Питер – прекрасный источник информации во многих экономических и политических темах, и обойти стороной криптовалюту он также не смог. Надо признаться, он прав в том, что биткойн и другие криптовалюты в качестве активов характеризуются высоким риском и нестабильностью, и он верно указывает на то, что использование кредитов или взятие денежных средств в долг для покупки биткойнов может привести к финансовой катастрофе.
Тем не менее, он допускает несколько ошибок в своем анализе:
1. Он ошибается по поводу дефицита биткойна и его способности подстраховывать инфляцию.
2. Его самой большой ошибкой является его основное утверждение: биткойн (в отличие от золота) не имеет фундаментальной ценности.
Например, Шифф поспешил указать на то, что золото используется не только в качестве денег. Оно применяется в электронной промышленности, стоматологии, в производстве ювелирных изделий, как минимум. Учитывая это, легко увидеть, как отметил Карл Менгер, тот факт, что деньги могут появиться на свободном рынке из состояния бартера. Короче говоря, золото использовалось независимо от денег, но со временем оно было признано удобным средством обмена, облегчающим более сложные и косвенные операции.
В отличие от золота, биткойны не могут использоваться в стоматологии, они не могут быть превращены в ювелирные изделия, и они не могут использоваться в электронике. Это приводит Шиффа к утверждению, что биткойны отличаются от золота тем, что они не имеют фундаментальной (или объективной) ценности.
Его ошибка очевидна: нет такого понятия, как объективная ценность, идет ли речь о золоте или биткойнах. Ценность субъективна и определяется индивидуумами. Биткойны не имеют объективной ценности, но и золото тоже. Да, золото можно использовать для создания электроники, но оно имеет ценность только потому, что потребители субъективно оценивают электронику (теория условного расчета Менгера).
Шифф также ошибается, утверждая, что биткойны не защищают от инфляции. Миллионы людей по всему миру уже использовали его, чтобы частично избежать краха своих валют. Например, в 2018 году цена биткойнов в венесуэльских боливарах удваивалась каждые 18 дней. Важно помнить, что любой продукт может служить страховкой от девальвации валюты, а не только драгоценные металлы или криптовалюты.
В прошлом для этой цели использовались виски и сигареты, а также многие другие потребительские товары.
Когда валюта падает, спрос на валюту падает, и потребители спешат вкладывать свою валюту в физические продукты или другие валюты.
С другой стороны, Шифф может быть прав, что долларовый крах может привести к снижению цен на биткойны (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), но такое событие может пошатнуть многие активы.
Самый последний пример такого эффекта произошел 6 марта 2020 г. По мере углубления обвала на фондовом рынке США резко распродавались как золото, так и биткойны. Когда доходность упала, все было продано.
Простая истина заключается в том, что все, что не является долларом или обещанием заплатить доллары (то есть облигациями), представляет собой хеджирование против инфляции доллара. Это не делает их невосприимчивыми (в краткосрочном плане) к краху мировой резервной валюты.
Последняя большая ошибка Шиффа связана с дефицитом биткойнов. Конечное количество биткойнов составляет 21 миллион единиц. Шифф делает скидку на это ограниченное предложение, указывая, что после биткойнов были созданы тысячи крипто-монет и токенов. Эти копии, по его словам, доказывают, что биткойнов не так уж и мало.
Расширит ли Шифф эту логику на репродукции Моны Лизы? Существует только один оригинал, и он останется редким независимо от того, сколько копий будет сделано.
Его позиция также игнорирует значительные сетевые эффекты, которыми пользуются биткойны. Как и в других сетях, стоимость продукта возрастает по мере роста числа участников сети.
Многочисленные ответвления биткойнов извлекли этот урок на собственном опыте, так как их токены постоянно теряют ценность по сравнению с оригиналом.
Наконец, существование нескольких криптовалют не более проблематично, чем существование нескольких драгоценных металлов. Общий спрос просто делится на серебро, золото, палладий и другие. Вполне вероятно, что мы находимся на стадии бума криптографии, это как пузырь доткомов. Новые монеты создаются почти ежедневно, и большинство из них не выживут. Вопрос о том, поднимется или понизится цена биткойнов, решается самим рынком. То же самое относится и к золоту.