Хочу рассказать вам один интересный случай. Публикую с согласия пациентки, хоть и никаких конкретных данных упоминать не буду. Ко мне на прием обратилась молодая девушка. Назовем ее пациентка Н.
В ходе консультации выясняется следующая ситуация. Пациентке проведена тотальная тиреоидэктомия (полное удаление щитовидной железы) по поводу фолликулярной карциномы. После был назначен препарат левотироксин. Через 3 месяца ей был рекомендован контроль анализов на гормоны щитовидной железы и консультация эндокринолога для коррекции дозы.
Пациентку Н. очень смущал прием препарата. Она нашла в интернете информацию о том, что на фоне его приема будет набираться вес. А у нее итак имелись проблемы с избыточной массой тела.
Тем не менее женщина исправно выполняла рекомендации и принимала препарат. В назначенное время сдала необходимые анализы. В результатах оказались изменения.
И, конечно же, снова на помощь пришел интернет. В социальных сетях пациентка Н. нашла «высококлассного специалиста», который «расшифровывает анализы».
Она оплатила услугу и отправила «специалисту» свои результаты. На что получила такое заключение – эти изменения говорят о наличии «тиреотоксикоза». А вызван он может быть избыточным приемом препаратов левотироксина. Ну как раз у нее все сходится!
Напуганная женщина срочно бросает пить таблетки. Также мечтая заодно и с весом решить вопрос. Ведь она уверена, что именно прием препарата способствовал прибавке лишних килограммов.
Проходит месяц. После отмены препарата с весом ситуация не изменилась. А вот самочувствие стало ухудшаться.
И вот с такой предысторией пациентка Н. у меня на приеме.
Я назначаю ей обследования и получаю вот такой результат – ТТГ 40 мкМЕ/мл. Онкомаркеры также повышены. На УЗИ – признаки роста образования на месте удаленной железы. Все данные за то, что произошел рецидив. Т.е. снова начала расти злокачественная опухоль!
Все дело в том, что, когда железа удаляется по поводу онкологии, требуется не просто восполнение гормонов. В данных случаях необходимы дозировки препарата, которые будут именно подавлять.
Такая терапия называется «супрессивная». Это необходимо для того, чтобы максимально снизить риск повторного возникновения злокачественного процесса.
Я сразу предприняла меры. Теперь пациентке предстоит проходить радиойодтерапию и надеяться, что все благополучно разрешится.
А ведь всего этого могло бы и не быть!
Нельзя оценивать результаты обследований, не зная всей истории пациента! Не зря сбору анамнеза выделяется большая часть времени на приеме.
Цифры такие же, как и при диагностике тиреотоксикоза, но совершенно другая ситуация.
В наше время появилось огромное количество «псевдо-профессионалов», которые оказывают подобные услуги, будучи при этом далеки от медицины. И, к сожалению, пациенты готовы доверять им свое здоровье.
В этой истории немаловажную роль сыграло изначально негативное отношение пациентки к препарату. Хотя и убеждение о том, что левотироксин влияет на набор веса – это абсолютное заблуждение. Пациентка была рада услышать мнение о его вреде и без колебаний отказалась от рекомендаций врача.
На мой взгляд, подобных ситуаций можно избежать, только если подробнее обсуждать с пациентом его ситуацию. Объяснять тактику действий и влияние тех или иных препаратов на организм, указывать на их важность и возможные последствия. Уделив чуть больше времени беседе с пациентом, можно помочь ему избежать многих ошибок. И это не даст труду врача оказаться напрасным.
Автор статьи: Врач-эндокринолог, диетолог – Татьяна Филиппова.
Оригинал статьи находится здесь.