Найти в Дзене
Павел Сапов

На пересечении двух векторов: архитектура и реклама

В чем, по большому счету состоит основная задача архитектуры? Многие скажут - изящество пропорций, другие возразят, что в приоритете функция, третьи — детали декор. Каждый по-своему будет прав. Но главное! Архитектура, по моему глубочайшему убеждению (и не только моему), является искусством умиротворения, искусством, создающим ощущение стабильности, устойчивости, уюта. Одним словом, основной задачей в эмоциональном плане является формирование гуманной, комфортной среды обитания. Архитектура, в моем понимании, вещь принципиальная, не подстраивающаяся под конъюнктуру рынка. Этого, к сожалению, нельзя сказать о дизайне — он, в большинстве своем, особенно наш, российский, создан сугубо под клиента. В нем, собственно, от автора проекта, нет вообще ничего. Это абсолютно клиентоориентированный (правильнее даже будет ввести термин «клиентосозданный») продукт, где дизайнер (хотя корректнее было бы назвать его «визуализатором») выполняет работу, схожую по своей сути с функцией швейцара, таксиста

В чем, по большому счету состоит основная задача архитектуры? Многие скажут - изящество пропорций, другие возразят, что в приоритете функция, третьи — детали декор. Каждый по-своему будет прав. Но главное! Архитектура, по моему глубочайшему убеждению (и не только моему), является искусством умиротворения, искусством, создающим ощущение стабильности, устойчивости, уюта. Одним словом, основной задачей в эмоциональном плане является формирование гуманной, комфортной среды обитания. Архитектура, в моем понимании, вещь принципиальная, не подстраивающаяся под конъюнктуру рынка. Этого, к сожалению, нельзя сказать о дизайне — он, в большинстве своем, особенно наш, российский, создан сугубо под клиента. В нем, собственно, от автора проекта, нет вообще ничего. Это абсолютно клиентоориентированный (правильнее даже будет ввести термин «клиентосозданный») продукт, где дизайнер (хотя корректнее было бы назвать его «визуализатором») выполняет работу, схожую по своей сути с функцией швейцара, таксиста, официанта. Однако, дизайн неразрывно связан с рекламой, и, по сути своей, в эпоху перепроизводства, в которую нам довелось жить, является некой ее производной. Здесь принципиально иная задача, нежели у архитектуры. Если в первом случае авторы произведения стремятся к гармонии, то во втором задача противоположная — возбудить зрителя, заставить испытать некие яркие, не всегда даже положительные эмоции. Сегодня уже мир приходит к «шоковым» эффектам. И чем это эмоциональное воздействие на человека сильнее, чем быстрее оно вызывается, тем эффективнее работает реклама. Как мы с вами понимаем, задачи архитектуры и рекламы диаметрально противоположны, но все же у них есть точка пересечения. А именно — выставочная сфера. Здесь как раз и происходит соединение этих двух, казалось бы, разнонаправленных векторов.

Выставочные объекты в равной степени представляет собой как архитектурный объект, так и продукт рекламного назначения. И если одна из первостепенных задач архитектуры — не быть навязчивой, дабы не формировать «агрессивную» среду, то у рекламы функция прямо противоположная. Как объединить эти два разнонаправленных вектора в одном проекте? Не будет преувеличением утверждать, что здесь сталкиваются два диаметрально противоположных мировосприятия — западное, ориентированное вовне, и восточное, развернутое внутрь. Русское мировосприятие, так уж исторически сложилось, находится посредине между этими мирами, испытывая, как мне видится, нехватку самодостаточности в различные исторические периоды. В современной России, хотим мы того или нет, тяготение к западной цивилизации у представителей творческих профессий колоссально выше, нежели к восточной. Запад ярче, презентабельнее, заманчивее, проще в плане восприятия (все уже упростили до «массовой культуры»). В то время как понимание восточной культуры подразумевает глубокое изучение, приложение усилий. Западная — «заходит» сама, она, по сути, рекламная, кричащая, навязчивая, экспансивная (обратите внимание на посылы, вроде «ешь, пей, жуй!» - исключительно повелительные наклонения, характерные для «сверхчеловеков»), не терпящая возражений и иных мнений (иные мнения моментально уничтожаются в западных социальных сетях и СМИ). В этом смысле Гитлер — это действительно вершина западной цивилизации, так как он просто озвучил то, о чем весь западный мир давно думал, просто боялся произнести вслух. Сегодня эту линию проводит правительство США, и их экспансия осуществляется в адрес нашей страны не танками и бомбардировщиками, а в области культуры, образования, в гуманитарной сфере, к которой, собственно, относятся и архитектура с дизайном. Здесь уже влияние запада чувствуется в полной мере. Поэтому и архитектурные образы все больше напоминают некое архитектурное чудачество, призванное вызвать лишь одну эмоцию — эффект “wow!”, пришедший в архитектуру из рекламы. Однако, не будем забывать, что этот эффект вызвало и зверское убийство Каддафи, просмотренное Хилари Клинтон на смартфоне — вот она вершина западной философии, которую идеологи пытаются прикрыть всевозможной благостной, яркой, рекламной требухой. Однако, наши, российские западники этого не понимают и не чувствуют, будучи уже адептами новой (старой) западной религии — они воспроизводят западные образы в наших городах, не видя в этом угрозы, также, как и многие правительства, поставляющие нацистской Германии металл, нефть, технологии в прошлом веке, будучи уверены, что это «нормальный бизнес-процесс». К сожалению, стратегическим мышлением российская интеллигенция никогда не блистала, мягко выражаясь. Чем закончится ее нынешнее западопоклонничество? Очевидно, что ничем хорошим. Все зависит от того, насколько власть сможет эту самую интеллигенцию контролировать.

Однако, и в сфере архитектуры не так все однозначно. У нас много специалистов, которые придерживаются традиционных ценностей и государственнической линии. Как правило, их творчество гораздо глубже и осмысленнее. Они менее заметны, так как СМИ у нас почти все западно-либеральные — здесь как в песне Растеряева «и не пишет про них интернет, их совсем, вроде, как бы и нет». Естественно, что эти самые прозападные СМИ сразу поднимают вой, если кто-то не из их «тусовочки» осмеливается зайти на их, как они считают, территорию — центр Москвы. Моментально находя там и «коррупцию», «нарушение прав человека», и весь либеральный букет. Предпринимаются бесчисленные попытки поднять народ на борьбу с собственной же властью. Впрочем, безуспешные, ибо государство сегодня довольно четко проводит свою линию, не обращая внимания на либеральный вой, ставший, видимо, уже нормой жизни.

Надеюсь, такое положение в области СМИ является лишь вопросом времени. Однако, это тоже часть гораздо более сложного и фундаментального процесса. А именно — борьбы культурных кодов, и выработка собственной российской концепции. Без нее к обезьянничеству с запада добавится, в лучшем случае, лишь обезьянничанье с востока. Создание собственной идеологической модели — вот, пожалуй, то, что способно положить начало действительно качественной, действительно нашей, российской, уникальной архитектуры.

Текст: Павел Сапов

Продолжение следует

Уважаемые читатели! В рамках данного формата я публикую фрагменты статей, разбивая одну большую статью на несколько. Если вас заинтересовал материал, и вы хотите прочитать продолжение или предшествующие части - заходите на мой канал, там обязательно будут следующие части и статьи целиком. Подписывайтесь, читайте, комментируйте:)