Найти тему
МИР (Море История Россия)

Какими силами высаживали Керченкско - Эльтигенский десант?

Отказ от использования "Большого флота" при высадке десантов 1943 года, явилось главной одной из главных ошибок советского командования при форсирования пролива. Это решение привело к серьезным потерям у катерников ЧФ и АВФ.

По количеству катеров и высадочных средств, выделенных для операции, идут разночтения, что неизбежно, при большом количестве плавсредств, по которым не всегда есть достоверная информация.

Требуется подробная и точная информация о техническом состоянии почти 300 катеров и плавсредств, которую дать достаточно сложно, а порой, ее просто нет. Многочисленные переименования и смена тактических номеров затрудняют прослеживаемость «послужного списка» катеров, оценку их опыта. В связи с этим, несмотря на то, что автор постарался максимально добросовестно подобрать материал, возможны ошибки, связанные с отсутствием первоисточников.

Следует отметить, что обозначение «БКА №...» или «СКА №…», использованное рядом авторов не совсем корректно, оно было использовано только с 3 марта 1944 года. По состоянию на рассматриваемый период (осень 1943 года) правильнее было бы писать БКА (или бронекатер) "№...", т.к. тактический номер катера в дивизионе не включал в себя тип катера (БКА, СКА, РТЩ и.т.д.).

В документах указываются то заводской номер катера, то его тактический номер, то старый тактический номер, который на момент операции не использовался.

К примеру, один из видных исследователей данной темы А.Я.Кузнецов указывает: «Нужно отметить, что в период операции одновременно действовали, по меньшей мере, две пары катеров с одинаковыми номерами. Во-первых, это бронекатера БК-81 типа С-40.

Один из них (зав. № 334) входил в 3-ю группу высадки, но еще 27 октября прочно сел на камни рифа Трутаева (у мыса Панагия), где и просидел до конца операции, служа источником запчастей для других катеров. Второй — бронекатер Азовской флотилии зав. № 332, погибший на мине 10 ноября 1943 года на переходе Глейки — Кордон»[1].

Если подходить строго, то был всего один катер с этим номером, а если подходить формально, то ни одного. Бронекатер с заводским номером 334, никогда не входил в состав 3-й группы высадки, которую должен был высаживать ЧФ. Три бронекатера, еще находившиеся в составе ЧФ, подлежали передаче в АВФ. Формально, по документам, на 30 октября 1943 года в составе ЧФ не было ни одного бронекатера, но фактически, они были. Передача затянулась, т.к. катера использовались для доставки разведгрупп.

Поэтому, бронекатера с заводским номером 334 нет в списках плавсредств, выделенных для операции по высадке 3-й группы. На момент своей посадки на камни рифа Трутаева катер с заводским номером 334 уже получил новое назначение и, для него был зарезервирован новый тактический номер, совпадающий с заводским. Использование тактического номера 81 для этого катера, в принципе, некорректно. т.к даже в составе Волжской военной флотилии, откуда он прибыл, он носил другой номер (№ 82). «Хроника…» достаточно подробно описывающая действия флота, почему-то вообще аварию и гибель катера вообще не упоминает.

Несмотря на то, что в ряде вторичных документов, действительно упоминаются два катера под номером "81", в «Перечне вхождения…» №18[2] числится только один катер №81, причем, в документе конкретизирован его заводской номер. Это катер № 332.

В одном случае (катер, заводской номер 334) мы имеем дело или с ошибкой (опечаткой) или с тактическим номером, который давно не использовался, (использовался только до 3 октября 1942года). Во втором случае (заводской номер катера 332), мы имеем дело со старым тактическим номером катера, который использовался до его гибели. Но был у этого катера и новый номер.

Катер планировали передать в состав 3-го дивизиона, где он должен был получить номер, совпадающий с заводским. Но он до своей гибели, этот катер оставался в составе 1-го гвардейского дивизиона, и носил старый «волжский» номер «81».

А.Я.Кузнецов в своей книге «Большой десант» указывает, что «Для проведения операции было в короткие сроки собрано все, что можно на Черноморском и Азовском побережье. В черноморских базах, не считая крупных кораблей, был оставлен минимум сторожевых кораблей и тральщиков для обеспечения конвоев вдоль кавказского побережья» [3].

Анализ корабельного состава ЧФ и АВФ показывает, что это не совсем так (точнее совсем не так). Для высадки 18-й армии в районе Эльтигена были выделены вполне определенные корабельные соединения ЧФ. Для проведения операции были выделены дивизионы, относящиеся Новороссийской и Туапсинской ВМБ, составляющие лишь небольшую часть от корабельного состава ЧФ.

Для высадки 56-й была выделена Азовская военная флотилия (командующий флотилией контр-адмирал Горшков С.Г., начальник штаба к-н 12 ранга Свердлов А.В.), но, даже это соединение планировалось задействовать не в полном объеме. Сопоставление планов операции с указанием корабельного состава и состава флотилии, показывает, что в операции планировалось использовать лишь 60% ее катеров. Флотилия, действительно была усилена катерами, прибывающими на Черноморский флот с волги и Каспия. С 1 по 20 октября для АВФ 20 эшелонами по железной дороге были доставлены: 14 бронекатеров, 18 катерных тральщиков, 60 понтонов, 20 ладожских тендеров, 12 десантных ботов (165-го проекта), 6 торпедных катеров, 15 морских охотников.

Но переброска новых плавсредств была связана не с тем, что катеров не хватало, а с тем, что после того, как противник был отброшен от Волги, эти боевые катера оказались не нужны в этом регионе. Кроме того, судостроительная промышленность продолжала выпускать катера, которые теперь были нужны на Черном и Азовском морях. В перспективе могли потребоваться катера для действий в низовьях Днепра.

14 октября 1943 года вышел организационный приказ командующего ЧФ вице-адмирала Владимирского №00144/пох-ов, в соответствии с которым 56-й армии для высадки десанта выделялись плавсредства АВФ. В соответствии с приказом, выделялись следующие плавсредства:

1. два СКА типа МО-4[4].

2. шестнадцать бронекатеров[5]

-катерных тральщиков[6] 7шт из 13-го дивизиона

-артиллерийских катеров АКА[7] 2 шт.

-торпедных катеров 4 шт.

-буксиров 8 шт.

-сейнеров 21 шт.

-барж 5 шт.

-болиндер 1 шт.

-дубков[8] 7 шт.

Итого 73 единицы

Из ЧФ в состав Азовской флотилии должны был передать:

-сторожевых катеров СКА типа МО-4 всего 7 шт.

- тендеров самоходных[9] 20 шт[10].

-мотоботов[11] 12 шт[12].

-катерных тральщиков 10 шт.

-понтонов (несамоходных) 30 шт.

Всего 79 единиц. Итого 152 единицы плавсредств.

К началу операции корабельный состав, выделенный Азовской флотилии, несколько изменился. В операции участвовали:

К началу Керченско-Эльтигенской операции в составе 12-го дивизиона СКА оставались всего два катера (№0412[13] и №0712[14]) Часть катеров этого дивизиона (катера №№ 0612[15], 0912[16], 01012[17]) была передана в 1-й дивизион СКА ЧФ, и в состав дивизиона не вернулись. Они использовались НВМБ для высадки 3-й группы.

Прибывшие по железной дороге в Ейск 8 катеров к началу операции не успели. Их появление отмечено только 02.11.43г.

Зато АВФ получила в свой состав не 16 бронекатеров, а, намного больше. По приказу, ЧФ должен был передать все бронекатера из своего состава в АВФ, и их должно было числиться в АВФ 27 шт., однако, три катера типа С-40 так и не передали в состав АВФ.

1-й гв. дивизион БК

В составе АВФ числятся 6 катеров 1-го гв. дивизиона. 3.10.43г. в Ейск прибыл эшелон с восьмью катерами ВВФ. Прибыли 7 катеров 1-го гвардейского дивизиона катеров, в составе:

-1-й отряд (проект № 1124, постройка Зеленодольск): №31 (зав. № 334), №32 (№ 336), №33 (№ 317)

-2-й отряд (проект № 1124, постройка Зеленодольск, катера бывшего Онежского отряда кораблей Волжской флотилии) №71 (зав. №308), №72 (315), 73(318), 75 (319). Бронекатер №72 до начала операции погиб на мине у порта Темрюк.

Еще одним катером, прибывшим с этим эшелоном, стал катер С-40 (зав. № 332), который имел достаточно запутанную «биографию». В Волжской флотилии он носил номер "81", был передан в ЧФ, вошел в состав 3-го дивизиона БКА ЧФ с заводским номером 332. Затем, он был возвращен на Волгу, получив прежний номер (№81). 02.10.43 катер прибыл с Волги обратно в состав Азовской флотилии[18] вместе с катерами 1 гв. дивизиона, но в соответствии с циркуляром НШ АВФ А.В.Свердлова от 14.10.43. катер был поступить в 3-й отряд 3-го дивизиона. В связи с тем, что катер до своей гибели продолжал действовать в составе 1-го гв. дивизиона БК, в истории он остался под старым номером.

Первый дивизион бронекатеров:

Азовская флотилия создавалась в феврале 1943 года, фактически, "с нуля". Первые шесть бронекатеров астраханской постройки прибыли с Каспийской флотилии 25.05.43 (старые «каспийские» номера №11-16). Катера проекта 1124 были построены на АСЗ им. И.В.Сталина[19] и имели на вооружении одну танковую башню с пушкой Ф-34, реактивную установку М-13-М, два пулемета 12,7-мм (ДШК). Они были распределены по двум группам 1-го дивизиона, и получили номера:

-первый отряд № 111 (заводской № 112), 112 (№113), 113 (№114), 114 (№115),

-второй отряд №121 (зав. №116), №122 (№117)

Следующими, 28 августа 1943года поступили с завода №340 ("Красный металлист" г. Зеленодольск) шесть малых катеров проекта 1125. Был пополнен 2-й отряд 1-го дивизиона, и создан 3-й отряд. Второй отряд получил катера №123 (зав. №400) "Герой Советского Союза Одинцов", №124 (№401) "Герой Советского Союза Голубец". Третий отряд был сформирован из катеров № 131-134 (заводские номера, соответственно: 394, 395, 398, 399) носившие собственные имена Героев Советского Союза Фильченкова, Цибулько, Паршина, Красносельского

Третий дивизион бронекатеров (формировался в составе ЧФ):

В состав дивизиона 30.05.43 с Волжской флотилии прибыли:

- в первый отряд третьего дивизиона вошли три малых катера зеленодольской постройки (пр. 1125), вооруженных танковой башней с пушкой Ф-34, пусковой установкой М-8-М, 2 пулеметами 12,7 ДШК № 311 (зав. № 388), № 312 (№391), №313 (384)

- во второй отряд были направлены два катера проекта 1125, получившие тактические номера № 321 (зав №389) и № 322 (зав №390) и один катер проекта С-40 №323 (зав. №336)

-третий отряд 3-го дивизиона планировалось сформировать из прибывших в разное время из Волжской флотилии в состав ЧФ катеров проекта С-40 (1 башня с 76.2-мм пушкой Ф-34, 3 пулемета 12.7-мм, один 7.62-мм заводские номера №331-334, совпадают с тактическими), вот с ними-то и наблюдается наибольшее количество разночтений в тактических номерах. Фактически, два катера, типа С-40 (№ 26 и № 82) с Черноморского флота не поступили, а № 81 остался в составе 1-го гв. дивизиона.

Четвертый дивизион бронекатеров:

Формирование некоторых отрядов дивизиона осуществлялось непосредственно перед операцией, и не все катера успели, по приказу, получить тактические номера. В связи с этим, в документах катера часто обозначаются заводскими номерами.

Первыми 26.08.43 в состав 4-го дивизиона прибыли с завода катера проекта 1124 №411 (зав. №414) и № 412 (№415)

17.10.43 в Ейск прибыл эшелон с Зеленодольского завода с тремя бронекатерами, которые получили тактические номера №413, 414 и 421 соответственно.

С Каспийской флотилии 15.09.43 г. прибыли катера проекта 1124 №№ 213 (зав. №422), 214, 221 (№ 424). Катера были переданы в 4-й дивизион. Приказ о присвоении новых тактических номеров пока не найден. Катера вошли во 2-й отряд 4-го дивизиона. Иногда, они встречаются в документах под номерами 422, 423 и 424 соответственно.

24.10. 43 в Ейск прибыл последний (перед операцией) эшелон, доставивший с Астраханского завода им. Сталина в 4-й дивизион катера №№433 (зав. № 304), 434 (№305) в 4-й дивизион и один катер №314 (зав. № 306) в 3-й дивизион.

По состоянию на 25.10.43:

Из состава 1-го дивизиона бронекатеров погибли:

-№113 (28.08.43 на мине у Осипенко)

-№122 (30.08.43 в бою у Кривой косы)

-№123 (18.08.43 бой у косы Беглицкая)

-№133 (18.08.43 бой у косы Беглицкая)

Из состава 1 гв. дивизиона:

- №72 19.10.1943 г. на минном заграждении на траверзе пос. Чайкино (выход из канала в порт Темрюк).

Из состава 3 дивизиона:

-№311 (388) на минном заграждении на траверзе пос. Чайкино (выход из канала в порт Темрюк).

-№312 (391) погиб 30.08.1943 г. в бою у косы Беглицкая.

В составе Азовской военной флотилии на 25.10.43г. числятся:

-1-й гвардейский дивизион бронекатеров (7 единиц №№ 31, 32, 33 , 71, 73, 75, 81)

-1-й дивизион бронекатеров (9 единиц №№ 111, 112, 114, 121, 123, 124, 131, 132, 134)

-3-й дивизион бронекатеров (6 единиц №№ 311, 312, 313, 314 (№306) 321, 322, 323)

-4-й дивизион бронекатеров (8 единиц №№ 411, 412, 413, 421, 213 (№422, зав. №422), 214 («За Сталинград!», зав № 423), 221 (№424, зав. № 424), 433 (зав. № 304), 434 (№305))

Суммарно, 30 единиц, однако, 6 единиц бронекатеров прибыли уже после начала операции, это катера №№ 413 («Мститель», зав. №301), 414 (302), 421 (303), 433 (304), 434(305) и 314 (зав. № 306).

АВФ получила в свой состав 12 катеров, типа ДБ (проект 165). 1-й отряд десантных ботов АВФ сформирован 22.10.1943 в Ейске (командир отряда ДБ младший лейтенант Березовский). По данным А.Н.Бадякина это катера ДБ № 36 (зав № 382), 37(383), 40 (384), 41(385), 42 (386), 43 (388), 44 (389), 45 (390), 46 (501), 47 (502), 48 (503). Однако, в связи с тем, что накануне операции, и в ходе неудачных попыток высадки почти все десантные боты были потеряны, вопрос искусственно запутан, и требует уточнения.

В составе АВФ числится отряд полуглиссеров (бывший отряд Кубанской флотилии) и 13-й дивизион катерных тральщиков (КТЩ).

13-й дивизион КТЩ был вновь созданным соединением, в состав которого входили катерные тральщики, переоборудованные из сейнеров. Два вооруженных тральщика (сейнера) были сданы советской стороне своими экипажами, состоявшими из коллаборационистов («Азовец» и «Таганрог»). В состав дивизиона были включены достаточно много мобилизованных плавсредств, часть из которых (бывшие сейнера) получили статус мотоботов.

Кроме того, в операции были задействованы 2 артиллерийских катера (АКА) и 4 торпедных катера.

Высадку 3-й (Эльтигенской) группы обеспечивал ЧФ силами плавсредств Потийской и Новороссийской ВМБ. В окончательном варианте, для высадки 3-й группы, в районе Эльтигена, выделялись:

-сторожевых катеров СКА типа МО-4 всего 12 шт.

-катерных тральщиков 50 шт.

-речных тральщиков (типа РТЩ) [20] 5 шт.

-малых сторожевых катеров (типа КМ) [21] 20 шт.

-катеров разных типов 15 шт.

-мотоботов 15 шт.

-мотобаркасов 15 шт.

-весельных баркасов 20

-бронекатеров 3 шт (исключены для передачи АВФ, но в состав АВФ не убыли)[22].

Всего 150 единиц.

Командующим высадкой был назначен контр-адмирал Холостяков, командующий Новороссийской ВМБ, откуда и была выделена большая часть плавсредств для 3-й группы высадки.

Для десантной операции выделялись катера:

-1-го и 2-го дивизионов СКА, ранее входивших в состав эскадры, базирующейся на Поти. Для проведения операции катера были переданы в состав НВМБ.

-вновь создаваемого 4-го дивизиона (из прибывающих с ВВФ катеров)

-5-го дивизиона Туапсинской базы

-8-го и 9-го дивизиона сторожевых катеров.

-дивизиона речных тральщиков (РТЩ)

-дивизион мотоботов, в который, помимо действующего состава были включены ранее затонувшие мотоботы, поднятые аварийно спасательной службой ЧФ

-6-й и 9-й дивизионы катерных тральщиков Туапсинской и Новороссийской ВМБ. Упоминаемые в сводках многочисленные катерные тральщики, в большинстве, представляли черноморские сейнера малые, водизмщением 25-35 тонн, средние 50-60 тонн и большие 75-125 тонн. Мощность энергетической установки (как правило, дизеля Мелитопольского и Токмакского заводов), мощностью 35-85 л/с, обеспечивающие им скорость хода 5,5-7 узлов.

-дивизион торпедных катеров

Следует обратить внимание на то, что большие корабли в составе корабельной группы отсутствуют, что, объективно говоря, являлось ошибкой. Операция ставила задачу перед Эльтигенским десантом захватить причалы (Камыш-Бурунский порт), однако документы, в которых был бы расписан корабельный состав, который доставил бы в захваченный порт основной состав десанта, не обнаружены. Доставка десанта только малыми плавсредствами, безусловно не обеспечивала нужных темпов наращивания группировки (что и произошло, в дальнейшем, на плацдарме северо-восточнее Керчи).

[1] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г. с 47

[2] Директива ГШ ВС СССР №77 1960г. определяющая сроки вхождения частей ЧФ и АВФ в состав действующей армии. Перечень №18

[3] А.Я. Кузнецов Большой десант. Керченско-Эльтигенская десантная операция — Москва: Вече 2011г. с.50

[4] Катер, изначально проектировался в качестве пограничного, для частей Морпогранохраны НКВД. Корпус гладкопалубный, деревянный, разделен на 9 герметичных отсеков. Длина катера 26 м, ширина 4 м, водоизмещение 50 тонн, что давало возможность перевозить их по железной дороге. Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Три бензиновых мотора по 850 л/с каждый, обеспечивали скорость хода до 25 узлов. Вооружение: две пушки 45-мм (21К) и два пулемета ДШК (12,7-мм).

[5] цифра дана без учета вновь прибывших по ж/д семи катеров 4-го дивизиона

[6] в основном, типа «сейнер»

[7] торпедные катера с установленными направляющими для реактивных снарядов

[8]по военным сокращениям десантный универсальный бот (ДУБ), фактически, это азовская парусно-моторная шхуна.

[9] самоходное плавсредство, которое имело упрощенные обводы, малую осадку, но, соответственно и малую мореходность. Двигатель автомобильный, скорость тендера не превышала 9 км/ч (около 5 узлов), грузоподъемность 25 т.Несмотря на все их недостатки, ладожские тендеры имели герметичное закрытие трюмов, что и обеспечивало их живучесть.

[10] ладожские тендеры, доставленные в Ейск по ж/д в состав АВФ, но, док-те указано, «переданы из ЧФ».

[11] В начале 1942 г. Гороховецкий судостроительный завод получил большой заказ на постройку таких судов для Волжской военной флотилии (по проекту 165). Проект десантного катера вместимостью 60 человек доработали конструкторы под руководством П.А. Балуева, использовав различные отечественные автомобильные моторы. Катер имел стальное (ДБ) и деревянное (МБ) исполнения. На базе такого же корпуса был разработан и катер противовоздушной обороны, отличавшийся лишь тем, что он имел на борту 37-мм зенитный автомат 70К. Водоизмещение такого бота было всего около 19 тонн, длина 16,6м, ширина 3,6м, осадка всего 0,6м. Скорость хода этого катера составляла 8,5 узлов. Вместимость: до 60 десантников с личным оружием. Экипаж: 3 чел.

[12] Мотоботы прибыли в состав АВФ по ж/д в Ейск, но указано, что они переданы из ЧФ.

[13] М-11 (с 3.02.1943 г. СКА №0412, с 7.05.1944 г. "МО-412") Зав. №106. Заложен в начале 1939 г., спущен летом 1939 г., вст. в строй 2.12.1939 г. и 2.12.1939 г. включен в состав Каспийской флотилии. 26.03.1943 г. отправлен по железной дороге в Ейск и 4.04.1943 г. вошел состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной и Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г. наступательной операциях

[14] Зав. №38004. Заложен в начале 1942 г., спущен летом 1942 г., вст. в строй 18.11.1942 г. и включен в состав Каспийской флотилии. 26.03.1943 г. отправлен по железной дороге в Ейск и 4.04.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ.

[15] Зав. №12. Заложен в 1942 г., спущен весной 1943 г., вст. в строй 24.07.1943 г. и 25.08.1943 г. включен в состав ЧФ. Тяжело поврежден 10.01.1944 г. авиацией противника в р-не м. Тархан - м. Варзовка и выбросился на берег.

[16] Зав. №7. Заложен осенью 1941 г., спущен весной 1942 г., вст. в строй 31.05.1942 г. и 28.07.1942 г. включен в состав Волжской флотилии. 19.01.1943 г. перечислен в Онежскую флотилии, 3.02.1943 г. - в Азовскую флотилию, а 15.05.1943 г. - возвращен в состав Волжской флотилии. 25.09.1943 г. отправлен по железной дороге в Ейск и 24.10.1943 г. вошел в состав ЧФ. Погиб 2.11.1943 г. от подрыва на мине в Керченском проливе.

[17] бывший СКА №1212 (с 13.04.1943 г. СКА №1012) Зав. №10. Заложен в 1942 г., спущен в июле 1943 гг., вст. в строй 12.09.1943 г. и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Погиб 31.10.1943 г. (по другим данным 1.11.1943 г.) от подрыва на мине в Керченском проливе.

[18] к этому моменту дивизион был передан из состава ЧФ в АВФ

[19] Современное АСПО, г. Астрахань

[20]. Водоизмещение: 16,5 т. Размеры: длина - 14 м, ширина - 2,9 м, осадка - 0,85 м. Скорость полного хода: 8,5 узлов. Силовая установка: бензиновый двигатель, 95 л.с. Вооружение: 1х1 7.62-мм пулемет, тралы (катерный электромагнитный “КЭМТ-2” или МХТ). Экипаж: 8 чел.

[21] Катера типа КМ так же как и катера «МО», создавались для Морпогранохраны НКВД в 1930г. В качестве прототипа был взят немецкий полицейский катер с металлическим корпусом. Проект был переработан под деревянный корпус, и, в результате, получился катер с корпусом длиной 13,9 м, осадкой 0,6м, одновальной механической установкой мощностью 63 л.с., вооруженным одним пулемётом, калибром 7,62-мм. При этом водоизмещение катера увеличилось до 6,5 т., скорость составила 8,5 уз.

[22] Имеются в виду катера типа С-40, которые с 25.10.43г. планировали передать АВФ, в связи с чем, в плане посадки 3-й группы высадки они уже не фигурируют, а включены в состав бронекатеров АВФ. В плановой таблице посадки на плавсредства АВФ количество бронекатеров изменено вручную с 24-х на 27.