Уважаемые читатели, сегодня речь пойдёт о походе в магазин… Но при этом с маленькой оговоркой. Вы случайно повредили товар. Разбили бутылку алкоголя, банку с соленьями, или упаковку с посудой. Настроение испорчено и обеспечено повышенное внимание со стороны обслуживающего персонала с требованием возмещения ущерба: если разбил, значит плати. Вроде бы всё закономерно, но, не всегда по закону… Когда в этом есть объективно вина магазина, то покупатель не несёт ответственности за повреждённый товар. Ниже рассмотрим стороны данного деяния, что если разбил бутылку в магазине, должен ли платить?!
Что говорит закон? Законодательство конкретного ответа на вопрос, должен ли платить, если разбил товар в магазине, не дает. Важным моментом в данной ситуации является момент передачи товара покупателю, и вот почему. Суть в том, что риск случайной гибели товара, если иное не предусмотрено законом, несет ее владелец (ст. 211 Гражданского Кодекса РФ). Переход такого риска к покупателю осуществляется лишь после полноценного исполнения обязательств продавцом по договору купли-продажи (ст. 459 ГК). А сам такой договор между продавцом и покупателем возникает лишь после выдачи покупателю кассового чека (ст. 493 ГК). Получается, пока вы не оплатили товар на кассе, риск его гибели понесет магазин, кто бы этот самый товар не повредил?! (Но не стоит думать, что можно бить в магазине всё что заблагорассудится.) До выдачи чека на кассе, договора с вами в принципе не существует, а значит, в момент порчи имущества супермаркета вы не являетесь покупателем! А потому в данной обстановке применяются общие правила о возмещении ущерба. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме причинителем вреда (ч. 1 ст. 1064 ГК). Это значит, что если вы причинили вред магазину, разбив какой – либо товар, вы все же должны его возместить. Но только, если в этом есть ваша вина. Если в повреждении товара есть вина магазина, возмещения можно и избежать. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ч. 2 ст. 1064 ГК). И всё же кто должен платить? Какие критерии наличия вины у покупателя? В каких случаях отвечает магазин?
Если вы с трудом протиснулись в узкий проход между стеллажами и разбили товар, случайно задев его, виноват всегда магазин.
Согласно ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» и п. 6.28 СП 118.13330.2012, расстояние между стеллажами должно быть как минимум 1,4 м для помещений до 100 кв. м; 1,6 м - до 150 кв. м; 1,8 м - до 400 кв. м; 2,2 м свыше 400 кв. м. Если ширина меньше, значит, можно с уверенностью перекладывать вину на магазин. Поэтому если в магазине требуют оплатить разбитую бутылку, потребуйте у них рулетку, чтобы измерить расстояние. Если нормы не соблюдены, вы можете пожаловаться в государственный пожарный надзор.
То же касается проходов, которые заставлены коробками, банками или пирамидами с бутылками, — покупатель должен физически помещаться в проходе, не задевая при этом товар при любом повороте тела.
Если проходы заставлены коробками и товаром, что усложнило ваше продвижение; товар неустойчиво расположен на полках; в магазине скользкие полы; товар упал на пол с ленты на кассе; товар уронили при передаче в руки покупателя продавцом; охрана магазина превысила свои полномочия и применила к покупателю силу и т.д.
Однако вам придётся заплатить, если разбили товар по собственной неосторожности, после того, как взяли его в руки, повредили товар из-за некорректного поведения в торговом зале, например, в результате потасовки, или будучи в состоянии алкогольного опьянения; повредили товар намеренно, бросив его на пол, об стену, скинув товары с полки или опрокинув сразу целые стеллажи. Но если даже ваша вина в порче товара очевидна, вы имеете право отказаться оплачивать товар сразу, как минимум до выяснения обстоятельств. И всё же можно попробовать избежать ответственности. Допустим, вы разбили бутылку дорогого алкоголя. Или уронили коробку с товаром за несколько тысяч. Или опрокинули целый стеллаж. В данном случае следует вызывать администратора или директора магазина. Спор с охранниками или продавцами вести бессмысленно, у них правда одна, и она точно не на вашей стороне. Объясняем администратору ситуацию: ссылаемся на скользкий пол, узкие проходы, неправильную расстановку товара и прочие обстоятельства, которые вас оправдывают. Предлагаем просмотреть записи с камер, выслушать очевидцев и свидетелей. Совместно составляем акт о порче имущества. В нем в произвольной форме описываем испорченный товар, его количество, а также указываем обстоятельства, при которых все это произошло. Если версия ваша и магазина расходится (что скорее всего так и будет), указываем об этом в акте.
Обязательно указываем на причины, которые повлекли порчу имущества: мокрый пол, узкие проходы и т.д. Фиксируем на камеру телефона. Сообщаем администратору о том, что вы не намерены возмещать ущерб как минимум до судебного разбирательства. Если у администрации есть претензии, она может подать иск в суд о принудительном взыскании. Предоставляем свои паспортные данные, адрес жительства и прочую анкетную информацию. Сообщите о своём несогласии с точкой зрения администрации магазина и о готовности возместить убытки, только если ваша вина будет доказана судом. Уходите из магазина. Если охранники намерены задержать вас, напомните им об отсутствии у них каких-либо полномочий для этого. Если они намерены применить к вам силу – во-первых, просите предъявить удостоверение, во-вторых, напоминаете им об уголовной ответственности по ст. 203 УК за превышение полномочий. И снимайте происходящее на камеру телефона. Знайте, что в вашем поведении, даже при наличии неумышленной вины в порче имущества магазина, состава административного или уголовного преступления нет. А потому и претензий со стороны правоохранительных органов быть не может – оснований для вашего задержания нет! Когда товар разбит умышленно, вам грозит ст. 7.17 КоАП – в этом случае задержание правомерно. Если во всей этой ситуации сотрудники супермаркета ведут себя некорректно, агрессивно, угрожают – не паникуйте и вежливо дайте им отпор, продолжая записывать все происходящее на телефон.
И напоследок вы можете: вызвать полицию, сообщив о том, что вас принудительно удерживает охрана магазина; потребовать книгу жалоб, подробно описав ситуацию; подать жалобу в Роспотребнадзор по причине угрозы, которую создают потребителям скользкие полы и неустойчивый товар на полках; написать жалобу в прокуратуру на несоблюдение требований СП 118.13330.2012 в части ширины проходов между торговыми рядами. Вряд ли дело дойдет до суда. Скорее всего, магазин спишет испорченный товар, и уже через несколько дней про вас забудут. Иногда, правда, зависит от суммы причиненного вреда, очевидности вашей вины в произошедшем и, естественно, настойчивости в отстаивании своих прав. Дадите твёрдый отпор, и от вас отстанут. Если проявите слабину вас заставят заплатить, даже если вы не виноваты.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Знайте свои права и умейте ими пользоваться!