Стартапам на ранней стадии постоянно рассказывают о том, что важно понять актуальность проблемы, которую стартап решает. Даже существует выражение «Нет проблемы-нет стартапа». В этом есть истина, ибо выживают именно те стартапы, которые чувствуют боль людей и хотят помочь, применив инновационное решение.
Но пока одни команды исследуют проблему, которую они решают, другие стартапы запускают приложения, которые не решают глобальных проблем, быстро получают известность и выходят на раунды инвестиций. Мы имеем ввиду стартапы развлечений и социальные сети.
Когда запускались проекты ReFace, MSQRD, Voila и многие другие подобные приложения, они запускались как эксперимент ради развлечения. И на данный продукт сразу нашлись клиенты, желающие убить время создавая новые образы самих себя. Повышенная популярность привлекала внимание инвесторов и подобные стартапы спустя несколько месяцев выходили на раунд с несколькими нулями.
Социальные сети в наши дни по сути тоже не решают насущных проблем. Рынок социальных сетей и так перенасыщен. Но каждая новая социальная сеть взрывает рейтинги и привлекает уйму инвестиций за короткое время. Самый яркий пример ClubHouse, который сильно потерял в качестве, но выйдя на рынок Индии и запустившись на Android переживает новые пики скачываемости.
Какую проблему решал ClubHouse? Многие ли люди чувствовали проблему из-за отсутствия возможности общаться голосом? Нет! Грамотный маркетинг или волна хайпа? Узнаем через пару лет в книге основателей, о том как они запускали приложение.
Сейчас сообщество обсуждает новую социальную сеть Poparazzi. Новый любопытный формат, но нет решения проблемы. А очередь из инвесторов уже выстроилась.
Так почему обычным стартапам, которые направляют свою энергию на решение реально насущных проблем, приходится делать исследование, терять время и сталикваться с критикой?
Всё просто. Люди не любят думать о своих проблемах и делиться с кем либо своими болями. Они даже могут не знать, что испытывают неудобства в суете обычных дней, так как уже привыкли к этим неудобствам. Проблема осознается в двух случаях: 1) она дорасла до размера, когда жить с ней не получается 2) когда показывают решение этой проблемы. Не стоит искать способ решить проблему людей, стоит показать, как Вы можете сделать их жизнь лучше.