Зимой 1849-1850 годов художники Данте Габриэль Россетти и Уильям Холман Хант вместе рисовали, когда в студию ворвался их друг Уолтер Хауэлл Деверелл. Посетитель взволнованно объявил: «Вы, ребята, не можете сказать, какое потрясающе красивое создание я нашел ... Она как королева, великолепно высокая». С этих слов невероятная красота Элизабет Сиддал вошла в историю.
Сегодня мало кто помнит художника Деверелла, который умер от болезни Брайта (почек) в возрасте 27 лет, но он был активным членом группы художников и писателей, которая вращалась вокруг недавно сформированного Братства прерафаэлитов. Это тайное общество из семи молодых людей было основано в 1848 году Россетти, Холманом Хантом и Джоном Эвереттом Милле, студентами Лондонской Королевской Академии. Как подчеркивается на выставке Национальной портретной галереи « сестры прерафаэлиты » , в движение прерафаэлитов также входили женщины-модели, художники и писатели. «Лиззи» Сиддал начинала как модель, затем научилась рисовать, а также писала стихи.
Во время заявления Деверелла Сиддал работал в модной мастерской недалеко от Лестер-сквер в центре Лондона. Она много часов работала в неприятных условиях, и ее семья беспокоилась о ее и без того хрупком здоровье. Возможно, именно поэтому мать Сиддала приняла удивительное решение разрешить своей дочери работать моделью художника - что считалось дурной репутацией и даже синонимом проституции. Сам Деверелл не осмелился подойти к матери Лиззи. Вместо этого он послал свою очень респектабельную мать в ее большом экипаже поговорить о финансах. Миссис Сиддал была потрясена прибытием экипажа в ее скромный дом на Олд Кент-роуд.
Изначально Сиддал начал подрабатывать моделью, а потом оставался в шляпном магазине. После того, как Деверелл изобразил ее как Виолу в «Двенадцатой ночи», Холман Хант написал ее в «Обращенной британской семье, укрывающей христианского священника от преследований друидов» (1850) и в роли Сильвии в «Валентине, спасающей Сильвию от Протея» (1850–1851). Впервые она смоделировала Россетти в 1850 году для одной из его менее известных картин, «Россовестита».
По словам его покровителя, Джона Раскина, на протяжении их последующих отношений Россетти рисовал и раскрашивал Сиддала тысячи раз.
Своей модельной работой Лиззи Сиддал помогла изменить общественное мнение о красоте.
Хотя сегодня гибкое телосложение Лиззи Сиддал, изможденные черты лица и блестящие волосы медного цвета считаются признаками красоты, в 1850-х годах очень худое тело не считалось сексуально привлекательным, а рыжие волосы одна журналистка описывала как «социальное самоубийство». Благодаря своей модельной работе и успеху картин, в которых она появлялась, Лиззи помогла изменить общественное мнение о красоте.
Через пару лет Лиззи зарабатывала достаточно, чтобы покинуть магазин шляп. Как модель знаменитой Офелии Милле (1851-1852), ее лицо стало известным. Другие художники требовали нарисовать ее, но Россетти, к тому времени признанный ее возлюбленным, стал ревновать и попросил ее моделировать только для него. Чарльз Олстон Коллинз (младший брат Уилки Коллинза) вспоминал, как просил Сиддала сесть вместо него, но получил «леденящий» отказ.
История любви между Сиддалом и Россетти похожа на историю измученного подросткового сценария фильма: в течение 10 лет они были «помолвлены», но Россетти отказался назначить дату свадьбы. Жить с ними было непросто: Сиддал пристрастился к наркотику лауданум, а Россетти постоянно изменял.
В 1854 году началась карьера Сиддала как художника. Россетти учил ее, и когда Раскин увидел ее работу, он объявил ее «гением». Ее картины часто высмеивались искусствоведами, но Сиддал только начинал учиться, тогда как люди из ее круга оттачивали свое мастерство под опытным руководством в течение многих лет. Ее удивительно быстрый прогресс показывает, почему Рескин проявил к ней такой интерес. Он дал ей 150 фунтов стерлингов в год, чтобы она могла рисовать. Работая полный рабочий день в шляпном магазине, она зарабатывала 24 фунта стерлингов в год.
В 1857 году она была единственной представительницей выставки прерафаэлитов в Лондоне, где одна из ее картин «Клерк Сондерс» (1857) была куплена влиятельным американским коллекционером Чарльзом Элиотом Нортоном. Вскоре после этого Сиддал, чье здоровье и отношения в течение некоторого времени ухудшались, отказалась от ренты от Раскина. Россетти и Раскин контролировали ее жизнь, и она хотела сбежать. На свои сбережения она отвезла одну из своих сестер в курортный город Мэтлок в Дербишире. Затем, вместо того, чтобы вернуться в Лондон, она поехала в Шеффилд, где родился ее отец, чтобы остаться со своими двоюродными братьями. Вскоре Сиддал переехал в общежитие и поступил в Шеффилдскую школу искусств, решив стать художником самостоятельно.
Россетти время от времени приезжал к ней в гости, но письма друзей из Лондона раскрывали его отношения с другими женщинами, и их отношения закончились в середине 1858 года. Многое из того, что произошло в ее жизни в течение следующих двух лет, остается загадкой. Затем, весной 1860 года, она тяжело заболела. Ее семья связалась с Раскином, и он рассказал Россетти, который бросился к ней. Сиддал переехал в город Гастингс в графстве Сассекс, популярное место для выздоравливающих инвалидов. Россетти прибыла с разрешением на брак, и, как только она поправилась, они поженились.
Начало конца
Они провели продолжительный медовый месяц в Париже, из которого вернулись с парой бывших уличных собак, которых они взяли в качестве своих домашних питомцев. Лиззи поняла, что беременна, и Россетти довольно рисовал и рисовал ее, в том числе задумчивую Регину Кордиум (1860). Она была в восторге от перспективы материнства, но, к сожалению, она пристрастилась к лаудануму. Возможно, поэтому 2 мая 1861 года она родила мертворожденную дочь.
Она так и не оправилась от депрессии, охватившей ее после смерти ребенка. Их брак пострадал, и она убедилась, что Россетти снова неверен, хотя его друзья утверждали, что он был верен ей во время их брака.
Вечером 10 февраля 1862 года Россетти пошли обедать с поэтом Алджерноном Чарльзом Суинберном. После того, как они вернулись домой, Россетти пошел вести вечерний класс в Колледж рабочих. Перед тем как уйти, он увидел, как Лиззи устроилась в постели - она приняла свою обычную дозу лауданума, а осталось около полбутылки. Когда он вернулся с работы, бутылка была пуста. Лиззи спала так глубоко, что он не мог ее разбудить - и она написала ему записку. Крикнув хозяйке квартиры, чтобы вызвать врача, Россетти спрятал компрометирующее письмо.
Несмотря на усилия четырех врачей, Лиззи Россетти умерла рано утром 11 февраля 1862 года. По совету своего друга Форда Мэдокса Брауна Россетти сжег предсмертную записку. Это было сделано для того, чтобы она не была объявлена самоубийцей и ей не было отказано в христианском погребении. На момент смерти Лиззи снова была беременна. Возможно, она боялась, что ее ребенок перестал двигаться и не вынесет второго мертворождения.
История Лиззи не заканчивается ее смертью. Из-за жуткого постскриптума к ее жизни она стала готической культовой фигурой. Россетти положил в гроб жены единственный экземпляр написанных им стихов. Семь лет спустя он решил, что хочет их вернуть.
Многие люди со всего мира странным образом верят, что Лиззи Сиддал остается «нежитью».
В условиях большой секретности осенней ночью 1869 года ее гроб был эксгумирован с места захоронения на лондонском кладбище Хайгейт. Россетти, которого некоторые знакомые считали «сумасшедшим», не присутствовал. Руководил всей операцией его друг и самозваный агент Чарльз Огастес Хауэлл, яркий рассказчик сказок. На кладбище не было света, поэтому разожгли большой костер.
Впоследствии Хауэлл сказал Россетти, что, когда гроб открыли, тело его жены прекрасно сохранилось. Он лживо утверждал, что она не скелет, но такая же красивая, как и при жизни, и ее волосы выросли, чтобы наполнить гроб ярким медным сиянием, которое сияло в свете костра. Великолепно задуманной фантастике Хауэлла обязан мифу о преобладающей красоте оригинальной супермодели даже после смерти - и этот миф гарантирует, что и по сей день многие люди со всего мира странным образом верят, что Лиззи остается нежитью.
Менее причудливая дань уважения Лиззи Сиддал была написана несколькими десятилетиями позже бывшей однокурсницей по Шеффилдской школе искусств. Она написала в местную газету, назвавшись только «А.С.»: «Это было небольшое знакомство с ней, но оно произвело неизгладимое впечатление в моей памяти».
Лиззи Сиддал умерла в возрасте 32 лет, но ее выдающееся наследие продолжается. Восстановленные стихи ее мужа были опубликованы с большим успехом, хотя история происхождения его стихов держалась в тщательно охраняемом секрете.