Так называемый второй оптимизационный пакет поправок в законодательные акты в области госзакупок был внесён Минфином России в Государственную Думу в январе 2021 года. 17 июня он был принят в третьем чтении. Законопроект направлен на упрощение процедуры госзакупок, сокращение сроков их проведения.
Сокращение количества способов проведения закупок
Осталось только три способа, которыми можно провести конкурентные закупки:
- конкурс ( электронный конкурс, закрытый конкурс и закрытый в электронной форме);
- аукцион (электронный аукцион, закрытый и закрытый в электронной форме)
- электронный запрос котировок.
Дополнены положения, касающиеся проведения совместных закупок. Проводить электронный запрос котировок можно в случае, если НМЦК составляет не более 3 млн руб. и годовой объем закупок, которые проводятся таким образом, не выше 20% от СГОЗ (или не более 100 млн для заказчика с объём закупок менее 500 млн руб.)
Есть случаи, когда проводить электронный запрос котировок можно вне зависимости от суммы и соотношения с объёмом СГОЗ. Например, если это нужно в том числе для обеспечения нормального жизнеобеспечения граждан.
Закрепление необходимости устанавливать дополнительные требования к участникам
Если НМЦК (или их сумма при совместной закупке) – более 20 млн руб., то нужно, чтобы участник имел исполненный договор или контракт без штрафных санкций в течение 3 лет до даты подачи заявки, при этом размер исполненных обязательств должен быть не менее 20% НМЦК.
Закреплён приоритет данных в ЕИС, установлены сроки хранения информации
Теперь данные в единой информационной системе имеют приоритет перед данными и документами, которыми обмениваются участники контрактной системы. Информация должна храниться 6 лет — ответственность за это будет возложена на один из органов исполнительной власти.
Установлены общие требования к содержанию извещений и заявок
Одинаковые требования к извещению теперь прописаны для всех конкурентных способов закупки. Извещение должно содержать то, что ранее было включено в состав закупочной документации, в т.ч. проект контракта и обоснование цены. Наличие документации дополнительно к извещению не исключено в специально предусмотренных законом случаях. Также подробно изложен состав заявки на участие в закупке — он также унифицирован вне зависимости от процедуры.
Изменение процедур проведения торгов
Конкурс
Теперь открытый конкурс может быть только электронным. Также предусмотрена возможность подачи не двух частей заявок, а трех. Третья часть подаётся в случае, если в извещении нет таких критериев, как предложение участника о цене или о сумме цен единиц ТРУ. А также если в описание объекта закупки включена смета на капремонт или экономически эффективная проектная документация повторного использования. Фактически, третья часть заявки — это и есть предложение о цене контракта. Смысл первой и второй частей заявок сильно не поменялся. Помимо этого, участники подают ценовое предложение.
Аукцион
Сама процедура электронного аукциона прописана более подробно, в том числе указан порядок и время подачи ценовых предложений, шаг аукциона (от 0,5% до 5%), время приёма ценового предложения (4 минуты) и общее время приёма ценовых предложений (5 часов).
В целом схему аукциона можно описать так:
- Участники подают заявки
- Участвуют в торговой сессии и подают ценовые предложения
- Составляется протокол подачи ценовых предложений
- Рассматриваются заявки
- Из заявок, которые соответствуют условиям извещения, определяется победитель.
Количество участников, которые могут в результате претендовать на заключение контракта, не ограничено. Все взаимодействие происходит через электронную площадку.
Запрос котировок
Версия законопроекта фактически закрепляет недавно внесённые изменения — сокращённые сроки, невозможность изменения, отсутствие возможности получить разъяснения на стадии подачи заявок. Подробнее о них мы писали здесь.
Изменение порядка продления подачи заявок в случае внесения заказчиком изменений в документацию
Если заказчик изменил извещение по своей инициативе, то при проведении электронного конкурса он может продлить срок подачи заявок не менее, чем на 10 дней, а электронного аукциона — не менее, чем на 7 дней.
В случае же, если проводится электронный аукцион и НМЦК — не более 300 млн руб или 2 млрд руб. для строительной сферы, — то срок подачи заявок можно продлить минимум на 3 дня.
Законодательно закреплено обязательное электронное актирование
Все взаимодействие между заказчиком и участником закупки в процессе приемки контракта происходит через информационную систему и электронную площадку, документы о приёмке подписываются усиленной ЭЦП. Но при этом указано, что можно подписывать документы о приёмке и без ЭЦП и использования ЕИС в случае, если не все члены комиссии — работники заказчика.
Изменения, касающиеся обеспечения контракта
Нормы привели в соответствие с законодательством — изменили по тексту банковскую гарантию на независимую, уточнили список организаций, которые могут предоставлять такую гарантию наряду с кредитными организациями.
Гарантия может быть выдана в том числе фондами — участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в законопроект включено положение о возможности получения независимой гарантии для иностранных участников Евразийским банком развития.
Уточнены положения, касающиеся предоставления преимуществ организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям УИС
Если ранее в случае признания победителей такого участника торгов цена контракта могла быть увеличена до 15%, то теперь – не менее, чем на 15%.
Внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве, защищающие интересы заказчиков и участников торгов
На средства, которые находятся на специальном банковском счёте участника закупки, нельзя обращать взыскание или накладывать арест по другим обязательствам участника.
Когда законопроект вступит в силу
В течение двух недель законопроект должен быть одобрен Советом Федерации, далее в течение 14 дней подписан Президентом. Большая часть положений будущего Федерального закона вступит в силу с 1 января 2022 года.