Много ли книг, над которыми читатель плачет, искренне переживает, сострадает героям? И перечитывает истории!
Много ли писателей, которые хотят, чтобы читатель именно так отнесся к рассказанной истории?
Много.
Во второй статье на эту темы мы рассказали о семи приемах, которые вызывают читательские слезы по поводу судьбы героя и персонажей.
Есть еще три группы таких приемов. Они связаны с сюжетом.
1. ХЕППИ-ЭНД НАПОЛОВИНУ
► «Мнимая смерть»
Вот-вот герой победит злодея, но вдруг падает, пронзенный подлой стрелой. Все плачут: персонажи, автор, читатель.
Но оказывается, что стрела попала в медальон на груди героя. Он жив! Кому неизвестен такой поворот событий? Таким образом можно «убивать героя» несколько раз. И фантазия тут безбрежна: герой вышел из комы, герой выплыл из воды, когда все персонажи уже поделили его вещи, героиня вернулась из монастыря, где скрывалась несколько лет, а все думали, что… и т.д. Главное, чтобы возвращение героя с того света ожидалось читателем с нетерпением.
► «Жертва»
Все в конце как бы хорошо, но… самое последнее испытание невозможно без того, чтобы герой не принес себя в жертву. И он это делает добровольно: бросается в огонь, в воду, действует во благо других и прочее. Главное, что в результате этой жертвы герой изменился: погиб, изувечился, получил ожоги, впал в кому и т.д. Если при этом оставить капельку надежды для читателя и всех персонажей, слезы гарантированы.
► «Парочка»
Герой постепенно лишается всех своих друзей, соратников, партнеров и прочих. В полной уверенности, что остался один, он героически заканчивает миссию, отчасти подхлестываемый местью. И вдруг… Возлюбленная (ребенок, друг, верный пес…) чудом остается в живых. Парочка плачет и целуется независимо от того, кто этот выживший.
► «Мне ничего не нужно»
Герой, достигнув своей цели, отказывается от результата во имя каких-то других целей, или же в порыве благородных чувств, или же по каким-то другим причинам. Попаданец возвращается домой, Татьяна Ларина отвергает Онегина, Герасим топит Муму… главное, чтобы отказ героя давал возможность пролить светлые слезы горечи, сожаления, но и понимания того, что иначе и быть не могло.
Если к этому приему добавить прием «И никто не узнает, где могилка моя», когда герой уходит, зная, что непременно помрет, скажем, от неизлечимой болезни, и не хочет этим омрачать достигнутое для всех счастье, то читатель не просто заплачет, а испытает светлую гордость за бедолагу.
► «Хреновее не бывает»
А вот нет хеппи-энда, и все тут! Но при этом автор умудрился так «подать» драму, что читатель плачет, хватается за соломинку надежды и вселенского смысла. Это светлые слезы веры в будущее.
2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СЛЕЗЫ
Назвали мы их так потому, что читатель плачет не только в конце истории, повороты сюжета тоже могут вызывать слезы.
► «Ну-ка, отними»
Если у героя отнимают то, что ему дорого, это вызывает сочувствие, а значит, слезы. Важно, чтобы степень отнимаемого все время увеличивалась: от любимой игрушки до потери возлюбленной. Отчаяние подвигнет героя на месть. А читатель, поплакав, будет с интересом следить за судьбой героя. Важно: в конце все же надо герою дать что-то взамен утраченного.
► «Стиснув зубы»
Этот прием непременно вызывает слезы. Ведь герой, стиснув зубы, рвется в бой с ножевой раной в боку, или же самостоятельно делает себе операцию по удалению аппендицита, стиснутого зуба или укушенного змеей пальца. Он никого ни о чем не просит, он молча терпит, он не жалуется и отвергает помощь. Но читатель-то видит его страдания, а потому плачет. Особенно сильно – если персонажи так и не замечают стиснутых зубов героя.
► «Было плохо»
Герой может вспоминать трагические моменты своей жизни, и это вызовет слезы у читателя. Чем горше воспоминания, чем они конкретнее, тем лучше. Это могут быть: трагедии детства, отрочества, юности, первой любви, гибель родных, война, потеря чего-то или кого-то, лишения, невзгоды разного рода.
► «Было хорошо»
Если ваш герой ужасно страдает и печалится, то воспоминание на контрасте — о чем-то светлом и прекрасном — тоже может вызвать слезы читателя.
3. СЛЕЗЫ СЧАСТЬЯ
► «Наоборот»
Герой рвется к своей цели, но автор дает читателю понять, что достигнуть означенной цели герой никогда не сможет. Намучившись, в конце герой все-таки обретает счастье, но совсем не то, о котором мечтал. Например, гонясь за любовью Снежной королевы, герой встречает Аленушку и находит свое счастье с нею. Читатель радуется и плачет от неожиданности такой концовки.
► «Слава богу!»
Наверное, самый распространенный прием, когда, проведя героя и его спутников через всевозможного рода мытарства, потери, страдания, писатель приводит всех к хеппи-энду. Читатель уже и не надеялся на это, потому плачет.
Попробуйте, и ваши истории обретут своих читателей.
Группа в ВК Синий Сайт
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!
Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.