КОГДА ЧИТАТЕЛЬ ПЛАЧЕТ НАД КНИГОЙ ИСКРЕННЕ?
Есть «слезодавительные» тексты, когда автор беззастенчиво вставляет в историю то, что неизменно вызывает читательские слезы. И делает он это, чтобы прикрыть недостатки в сюжете. Мы посмеялись над такими текстами в части первой.
Здесь же речь пойдет совсем о других книгах, когда приемы, заставляющие читателя плакать, перестают быть приемами — печальные сцены становятся неотъемлемой частью сюжета.
Прекрасно же, когда читатель испытывает катарсис, когда он сопереживает героям, когда в его душе рождаются слезы печали или слезы счастья.
Такие приемы, заставляющие читателя плакать, существуют. А уж как их использует писатель, зависит от таланта.
Поводы для слез можно условно разбить на пять групп и для каждой определить приемы.
На самом деле, приемов очень много. В этой статье мы расскажем о самых распространенных двух группах.
1. Гибель главного героя
► «Сизифова гибель»
Вы же помните миф о Сизифе, катящем камень в гору? Вот так и герой, пройдя трудный путь к своей цели, гибнет буквально в двух шагах от результата. Чем короче расстояние до желаемого, тем страшнее такая гибель, тем вероятнее она вызовет слезы читателя.
► «Умерли все»
Бывает и так. Если судьба героев была интересной, не оставила читателя равнодушным, если гибель героев логически оправдана, то печаль неизбежна. (
► «Данко»
Горьковский Данко вырвал из груди сердце, чтобы вывести свой народ из тьмы к свету. Так погибает и герой — совершив подвиг, пожертвовав собой ради светлого будущего. Это слезы печали, но и гордости за такого человека.
2. Гибель персонажей
► «Одиночка»
Главный герой в конце приключений остается один и оплакивает своих друзей вместе с читателем.
► «Заплати!»
Да, герой достигает всего, чего хотел, но тут же лишается части достигнутого. Умирает обретенная возлюбленная, любимый кот, сгорает начисто добытый мешок с деньгами и т.д. Смысл прост: за счастье нужно заплатить. Потому, когда герой все же обретает хотя бы половину счастья, читатель льет слезы.
► «Убить, кого жалко»
Да, ваш герой останется жив, но погибнуть должен самый симпатичный, обаятельный, милый спутник. Как правило, балагур и весельчак — слез будет больше.
► «Убить, кого не жалко»
Бывает так, что читатель плачет, когда погибает совершенно никчемный, всем мешающий персонаж. Может быть, даже антагонист-злодей. И вот тут все поняли, кого потеряли, и заплакали.
Все приемы можно комбинировать.
В следующей статье на эту тему мы расскажем еще о трех группах писательских приемов, вызывающих переживания читателей. О приемах, не только действующих в печальных историях, но и вполне эффективных для историй "счастливых".
Группа в ВК Синий Сайт
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее!
Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.