Буквально вчера пришла новость о том, что опытный МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14 перелетел в Ульяновск на покраску. Самолет готовят к авиасалону МАКС.
Вне всяких сомнений , этот проект самое существенное достижение российского гражданского авиапрома за последнее время. Вопрос в том, как он дальше будет развиваться.
Буквально на днях, вице-премьер Юрий Борисов посетил Иркутский авиазавод, где сообщил журналистам, что имеющиеся мощности позволят производить до 36 самолетов в год.
Не секрет, что в МС-21 значительная часть импортных комплектующих. Кстати какой-то причине были выбраны другие иностранные производители, чем в проекте Superjet 100 и в итоге два проекта не имеют ничего общего даже в мелочах.
На фоне нынешних непростых отношений с Западом, вполне логичным выглядит решение заменить эти комплектующие отечественными разработками.
И тут начинаются вопросы:
Контракты на НИОКР "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации проекта по замене импортных материалов и изделий в конструкции ближне-среднемагистрального самолета МС-21 на отечественные аналоги"
на общую сумму 17 млрд рублей были заключены в сентябре 2019 и апреле 2020 года.
По некоторым системам сроки проектирования это четвертый квартал 2023 года. Что будет происходить с производством МС-21 до этой даты? Будут производить самолеты с импортными комплектующими? А как их потом эксплуатировать в случае запретов на поставку (и соответственно ремонт)?
Второй вопрос: российский авиапром традиционно проигрывает западному в количестве модификаций. Достаточно посмотреть сколько предлагает разных модификации семейства 320 концерн Аэрбас. Например пассажировместимость колеблется от 140 до 240 мест в зависимости от потребности заказчика.
Когда проект только начинался , были заявлены: МС-21-200, 210, 300, 310, 300LR, 400, 400LR, 500, 600, 700.
Теперь же есть только две модификации 300 и 310 (при этом первая под вопросом), а насчет дальнейшего : " Корпорация "Иркут" рассматривает возможность запуска проекта самолёта МС-21-400 увеличенной пассажировместимости на горизонте 2024-2025 годов, решение о реализации проекта будет принято в зависимости от спроса, сообщает ТАСС со ссылкой на генерального директора "Иркута" Равиля Хакимова."
Честно говоря не очень понятно что имеется в виду в словосочетании "запуск проекта". То ли начало проектирования, что наиболее вероятно. То ли запуск в производство, что на мой взгляд звучит слишком оптимистично.
Получается что в диапазоне между Superjet 100 ( 98 мест) и МС-21-300 ( 163 места) ОАК в ближайшее время ничего создавать не планирует.
Кроме того, на фоне прекращения работ по Ил-96-400 явно возникает потребность в создании дальнемагистральной версии МС-21.
Надежда на российско-китайский CR929 достаточно слабые, что косвенно подтверждает тот же вице-премьер Борисов в интервью ТАСС :"... Мне кажется, специалистам нужно пересмотреть и в какой-то степени, может быть, перезагрузить этот проект, сделать новые выводы и оценку его финансово-экономической целесообразности..."
Так что на Дальний Восток пока будем продолжать летать на Боингах и Аэрбасах.
В итоге пока складывается так, что версию МС-21-310 с отечественными комплектующими начнут производить не раньше 2024 года, а версии -200 и -400 вообще под вопросом.
Я искренне хочу, чтобы российский гражданский авиапром наконец вышел на достойный уровень производства, поскольку для этого есть всё необходимое: и заводы, и оборудование , и финансы и специалисты. Но на данный момент из гражданских самолетов производится только 15-20 "суперджетов" в год, что для нашей страны крайне мало как по количеству, так и по разнообразию.