За три десятилетия с момента распада СССР и до начала пандемии COVID-19 «китайская» миграция в Россию претерпела определенную эволюцию. Три волны, которые выделили ученые-историки, различаются по направленности и реакции принимающего сообщества.
Подтверждающее это исследование провел ученый Южно-Уральского государственного университета, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НИЛ миграционных исследований Андрей Авдашкин.
Первая волна миграции, которую датируют концом 90-х – началом 2000-х, привела в Россию челноков и торговцев. За десять лет их вытеснили с рынков, и китайские мигранты переориентировались на строительный аграрный сектор экономики.
Именно этот вектор лег в основу второй волны, пришедшейся на вторую половину 2000-х. Представители КНР предпочитали работу бригадами, поэтому не интегрировались в российское общество.
Третья волна, пришедшаяся на вторую половину 2010-х, появилась благодаря развитию туризма. Поток путешественников из Китая увеличился в 3 раза и превратился в самое быстрорастущее направление между двумя странами уже к 2020 году. Это положительно отразилось на российском бюджете. Также стремительный рост потока туристов привел к появлению в крупных городах организованных сообществ и инфраструктуры для обслуживания гостей из Китая.
Сейчас можно говорить о четвертой волне. Ее появлению способствует приток всплеск студенческой миграции. Даже масштабные ограничения мобильности, вызванные коронавирусом, не помешали гражданам Китая поступать в российские вузы. Общая численность представителей КНР среди студентов уже достигла 48 тысяч человек.
Южно-Уральский государственный университет находится в русле новейших тенденций международного сотрудничества и создает все условия для обучения иностранных граждан. На данный момент здесь проходят обучение больше 400 студентов из КНР.
Результаты исследования были опубликованы в журнале СОЦИС (Q2).