Найти тему

В защиту мест, где обитают Духи

Я расскажу вам сейчас историю, которая произошла со мной в одно из первых посещений Горного Алтая.

Моя жена, родившаяся и выросшая в Республике, предложила мне сходить на родник за водой.

Это был почитаемый её предками родник, расположенный высоко на горе, километрах в пятнадцати от Шебалино, и примерно через полчаса подъёма мы нашли его.

Жена помолилась, что-то пошептав, и уступила мне место, пояснив, что набирать воду должен именно мужчина.

Небольшой ручей, струящийся вниз, брал своё начало просто на склоне горы. Родник бил из-под земли и камней, и не было ни трубы, ни желоба, чтобы, подставив под них канистру, набрать воду. Зато рядом с родником стояла кружка. Я взял её, и, чтобы было легче зачерпывать, свободной рукой стал рыть в роднике углубление.

- Что ты делаешь? – на глазах жены, неожиданно для меня, появились слёзы.

- Сейчас выкопаю ямку, и станет легче набирать…

- А ты у родника разрешения спросил? – непонятные мне тогда, слёзы продолжали литься из глаз жены.

- Как я у него спрошу? Он, что, живой, что ли?

- А как же? Конечно живой, - и моя жена заплакала навзрыд…

***

Туристы, сев ко мне в такси, часто задают один и тот же вопрос:

- А во что верит местное население?

Прожив в Горном Алтае более десятка лет, я уже с видом эксперта отвечаю:

- А люди здесь не верят – они видят, знают и чувствуют. Чувствуют. Природу. Почитают Духов Природы. Завещают потомкам жить с ними в согласии.

***

- А мы вот на Белуху собрались, - поделились со мной планами два парня и две девушки, ехавшие на турбазу в Манжерок. – Тур такой купили. Едем к месту сбора группы.

- А вы как-нибудь к этому восхождению готовились? – спросил я.

- Конечно, купили куртки, специальные ботинки…

- Вообще-то, местные жители перед таким походом, я слышал, выдерживают многодневные голодовки, проводят обряды, спрашивают разрешения у Духов…

- Нет, мы не настолько церемонны…

- Ну, тогда вы можете на Белуху и не попасть.

- Попадём! – уверенно ответили молодые люди. – Тур-то уже оплачен!

Они взяли мой номер телефона: позвонить, чтобы по окончании своей экспедиции уехать со мной в аэропорт. И примерно через неделю я вёз их обратно.

- А знаете, вы оказались правы, - сказал один из парней. – Ведь на Белуху мы так и не попали. В последний момент по каким-то причинам фирма-организатор поменяла маршрут на другой…

***

Иногда я советую своим приезжим пассажирам:

- Если вы хотите понять психологию большинства рядовых жителей Республики Алтай, то пересмотрите фильм «Аватар».

Очень тонкий и вместе с тем сильный фильм "Аватар"
Очень тонкий и вместе с тем сильный фильм "Аватар"

Вот те самые синие существа, которые относятся к Природе, как к своему дому – это по сути и есть алтайцы; а может быть и вообще все те, кто здесь живёт, даже вне зависимости, какая национальность записана у них в российском паспорте. Ведь, если человек попадает сюда, как некогда попал и я, и впитывает в себя местную философию жизни, то он начинает чувствовать сопричастность с Природой, трепет и благодарность к ней. И боль. Страшную боль, когда кто-нибудь покушается на её целостность…

А покушаются на природу Горного Алтая постоянно, и с каждым днём всё более наглым образом. Я до сих пор не могу понять, каким таким образом Правительством Республики Алтай ежегодно продаётся под турбазы береговая полоса реки Катунь. По моему юридически безграмотному мнению это просто варварство, а по моему юридически грамотному мнению это нарушение статьи 65 Водного Кодекса РФ «О водоохранных зонах». Скорее всего официальные органы власти в данных случаях покрывают свои разрешения типовыми резолюциями и обоснованиями, как то «приток денег в бюджет», «развитие туристического бизнеса», «создание новых рабочих мест»…

Благими намерениями, как известно, выстлана дорога в ад. А у властьдержащих людей этих намерений, касающихся «развития» Республики Алтай, хоть отбавляй. То сюда должны падать отработанные ступени ракет, заражая природу гексагеном. То через плато Укок, без всякого смущения, что оно является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, собирались построить газопровод в Китай. Теперь же речь идёт уже и о строительстве через Республику в Китай железной дороги.

И всего-то компании РЖД нужно будет снести с десяток гор, да построить с десяток туннелей. Но, если вы помните, как моя жена отнеслась, к тому, что я сдвинул рукой всего несколько камушков, то возможно поймёте, почему такие обещания прогресса и развития Горного Алтая, звучат для местного населения - как ножом по сердцу.

И уж совсем не кажется чудесной сказкой близкого обогащения (как это рекламирует власть) возведение в сакральных местах Горного Алтая крупных туркомплексов и элитных баз отдыха.

И это не просто планы. Потому что строительство уже начинается. Говорят, что уже вырублены километры кедрового леса для прокладки с турбазы Германа Грефа "Алтай резорт" дороги до Каракольских озёр. И с прилегающей к озёрам площади аж в 900 гектар, говорят, уже снят статус природоохранной зоны. Судя по всему, для возведения там, очередного туркомплекса.

***

Весьма большой переполох в среде жителей Республики Алтай случился после визита в Горно-Алтайск весной 2021 года российского премьер-министра Мишустина, который дал понять в ходе встречи в Горном Алтае, что не видит другого пути экономического подъёма Республики, кроме как развития туристической инфраструктуры, строительства дорог и комфортабельных гостиниц в зонах природных памятников.

Речь шла о том, что Алтай следует поделить на кластеры – зоны влияния крупных финансовых игроков, и отдать им на откуп развитие кластерных зон.

Местные жители совсем не обрадовались такой постановке вопроса. Но мнения местных жителей никто и не спрашивал. На встрече с Мишустиным уже присутствовали руководители этих самых кластеров, то есть к его приезду Горный Алтай уже был поделен на зоны влияния.

***

Предполагается (властью, естественно), что экономической рост в Республике произойдёт за счёт притока туристов, в том числе зарубежных (для чего аэропорт Горно-Алтайска собираются модернизировать до статуса международного), а также за счёт поступления огромных миллионов денег в бюджет.

Но, во-первых, государство для получения миллионов сначала спишет на субсидирование данных программ миллиарды рублей.

Во-вторых. В сети Интернет появилось видео, в котором женщина-юрист-алтайка объясняет в каком законе Российской Федерации она нашла слово «кластеры» (те самые зоны, на которые сейчас поделили Алтай). И оказалось, что слово это употребляется лишь в законе об особых экономических зонах. Так что вполне вероятно, что в итоге все участники проекта «развития» Алтая будут ещё и освобождены от налогового бремени.

***

Скажу прямо, народ Алтая возмущен очередным рейдерским захватом его земель. На памяти народа остались такие громкие проекты, как «Алтайская Долина» (около миллиарда списанных вложений, и закрытие распоряжением Президента) или реконструкция озера Манжерок (в нём после «чистки» уже который год нельзя купаться, и вдобавок при мероприятиях по очистке было уничтожено растение, занесённое в Красную Книгу).

Короче, не доверяет уже Народ Горного Алтая правительству, ни российскому, ни республиканскому. Даже в лежащем в стороне от туристических артерий селе Мухор-Черга человек высказался мне, что подписал бумагу о недоверии нынешнему главе Республики.

***

Да, завела меня дорога, занесла меня тут судьба в совсем небольшое село Горного Алтая под названием Мухор-Черга.

Чтобы вы поняли, насколько в последнее время это было заброшенное и забытое и официальной властью, и бизнесом место, скажу, что, приехав туда, я, как всегда, обнаружил, что оказался вне зоны действия сети сотовой связи.

Как в любой «советской» деревне, там как бы есть небольшие сооружения под названиями Дом культуры и Школа – только я не помню, чтоб они работали.

Немногочисленных детей вроде возят в школу в Чергу, а культура не считает аудиторию в несколько десятков местных жителей достойной публикой.

Магазин, в какой-то полуразвалившейся избушке, иногда бывает открыт, но покупать там, говорят, особо нечего. Да, и привыкли уже люди к натуральному хозяйству - у каждого в доме живность: куры, гуси, бараны или крупный рогатый скот. Не редкость и увидеть здесь, как лихой мальчишка или степенный мужик проскачут по деревне на коне.

В-общем, деревня, окруженная горами и тайгой. В пойме реки и по склонам гор – многочисленные луга. Давным-давно местные жители поделили их между собой, определились, где чьи покосы – с тех пор уж поколения сменились, но наследники помнят границы своих территорий. Вернее, помнили. До сего времени…

Итак, сначала о подслушанном разговоре пьяных деревенских мужиков.

- Жили, вот, мы себе спокойно – скот рОстили, на охоту ходили, шишку собирали. А сейчас? Придумали какие-то кластеры. Бог его знает, что теперь ждать, - переживали мужики.

- Вам-то чего волноваться? – решил вставить в разговор «свои пять копеек» и я. – Кластеры – это ведь зоны влияния крупных финансовых компаний в сфере туристического бизнеса. А у вас тут, в Мухорихе, какой туризм?

Однако спустя всего пять дней я стал понимать, что, похоже, ошибался насчёт этого малопонятного большинству людей слова – «кластеры». За какие-то несколько дней течение жизни в селе круто поменялось. Говорят, что все луга вокруг были объявлены собственностью компании «Мираторг». Компанией якобы были куплены несколько домов и земли у тех, у кого они были оформлены в собственность. Один владелец отказался продавать землю, и, как мне рассказали, представитель компании заявил, что теперь никаких денег он не получит, а землю всё равно потеряет – через суд…

-2

***

В-общем, народ Горного Алтая пребывает сегодня в некотором смятении. Народ на вдохе ждёт, когда появится Аватар. Один человек сказал мне, что готов защищать землю своих отцов и дедов даже с оружием в руках. А мне иногда наивно кажется, что достаточно и слова...

Вот, например, добавили бы в многочисленные документы о развитии Республики Алтай, добавили бы всего одно слово: вместо "развития туризма" написали бы "развитие экологического туризма", и многое бы встало на свои места.

Поверьте, я возил в такси даже туристов из Швейцарии. Думаете у них своих красот мало? Думаете им не хватило своей комфортабельности или гармонично внедрённой в природу цивилизации? Нет. Они удивлялись на Алтае именно первозданности Природы, её духовности. Потому что мало осталось на земле истинно духовных мест - мест, где живут Духи.