Это надо было очень постараться. Первыми в мире разработать спасительную вакцину, стать донорами для многих стран, у которых ее нет, – и попасть при этом в список неблагополучных территорий с крайне низким уровнем вакцинации. Чисто российская история.
«Я за уколотыми наблюдаю. Если серьезной побочки не увижу, тоже пойду…», – такую выжидательную позицию заняли те, кто еще не привился.
Для начала определимся, что же такое «серьезные побочные явления». Повышение температуры? Нет. Оно – нормальная реакция, индикатор того, что вакцина работает, антитела вырабатываются. К поствакцинальным состояниям, требующим врачебной помощи, медики относят высокую, до 39–40 градусов, температуру, сильную головную боль, ломоту в суставах и т. д. То есть симптомы, регистрируемые после прививок от гриппа, пневмококка, кори, паротита, краснухи.
Почему, едва подходит срок, мы спешим в поликлинику, дабы уколоться от энцефалита, иной инфекционной гадости? И только вакцина от ковида, свирепого, не жалеющего никого, вызывает ажиотаж, отторжение, сарказм напополам с ядом. Не было прививки – люди ругали правительство, ученых и медиков, мол, чего так долго. Появилась – ругают еще больше.
На субстрате недоверия какой только «ботвы» не растет! Мифы, полярные по смыслу: от «превращения в мутантов» до «укололся – точно не заболеешь».
Заманухи. Придумываемые медиками, властями и депутатами розыгрыши машин с квартирами для вакцинированных.
Политические интриги. Да, они идут параллельно с продвижением российской вакцины. Иначе и быть не может, когда ужас как хочется потеснить успешного конкурента на мировом рынке биопрепаратов.
Бизнес. Иностранцы прилетают в Шереметьево буквально на час, чтобы прямо в аэропорту сделать прививку, и обратным рейсом домой. Средняя цена «иммунного» тура – 500 евро без стоимости перелета. В то же время у нас в России придумали «обратную» схему. Не хочешь ставить прививку – просто заплати, и предприимчивые дельцы от медицины внесут тебя в реестр как привитого. О том, что сам себя обманул, «привитый» турист поймет, когда его ковидом накроет прямо на белом песке заграничного пляжа…
«Скороспелость» исследований. Ну да, многолетних нет. Но ведь так работает уже не один век принцип иммунизации. Вакцину создают по факту актуальных штаммов. А вот опыт распознавания новых видов вируса – тот и впрямь копится годами. Временем, еще не прожитым нами рядом с COVID-19. Но, скорее всего, копыта у нас не вырастут.
У России есть спасение. То, которого нет еще у других стран. Но, увы, пока полмира в очереди стоят за нашей вакциной, сами россияне, значительная их часть, словно из XVI века вывалившаяся прямо в XXI, всерьез рассуждает на темы отрастания рогов и копыт после введения «Спутника V»...
Тамара Попова