Давайте подумаем, что среднестатистический любитель искусства знает об этой выдающейся художнице? Наверное, немного. Известно, что родилась в России в 1884 г. в удивительной семье, подарившей миру целую плеяду живописцев, графиков, акварелистов, архитекторов, историков искусств. Тот самый случай, когда дар – дело семейное. И Зинаида оказалась достойным плодом на этой лозе.
Трагическая судьба зачастую шлифует талант художника. Сначала молодая вдова с четырьмя детьми на руках. Затем невольная эмигрантка с 1924 г. (она уехала по приглашению в Париж выполнять заказ на декоративное панно), которую много лет не пускали в СССР, где у нее осталось двое детей (двое других были с ней). Каково это жить матери, оторванной так надолго от своих детей? Незадолго до ухода из жизни она вернулась на Родину работами. В 1966 г. состоялась грандиозная выставка в Москве, Ленинграде и Киеве. Ушла из жизни в 1967, оставив после себя достойных наследников (все ее дети стали продолжателями семейной традиции, реализовав себя в живописи, архитектуре, реставрации) и достойное художественное наследие.
И после 1960-х гг. творчество Зинаиды Серебряковой постепенно впускается в культурное пространство СССР. Какая работа самая узнаваемая? Думаю, вот эта. А все благодаря тому, что произведения художницы начали печататься на почтовых марках. Издаются и художественные альбомы, но их мне увидеть пока не удалось.
Какая же она, Серебрякова дореволюционного периода? Она, молодая художница, владеет маслом и акварелью, карандашом и темперой. Посмотрите, как нежны ее пейзажи! Да, они еще несовершенны: в них художница сосредоточена больше на выражении материального воплощения природы, чем света и воздуха. Темперой возможно передать свет, но Серебряковой это пока недоступно. Или же она не видит в этом необходимости. Кажется, даже солнечные лучи материальны. При этом эмоции в пейзажах для нее важнее четкого воспроизведения деталей.
А вот портреты, кажется, удаются ей сразу. Гениальная портретистка, она уже в молодости задает высокую планку в изображении людей. Думаю, Серебрякова одна из немногих художников, кто написал такое количество автопортретов. Навык погружения в собственный внутренний мир помогает ей тонко чувствовать и внутренний мир других людей. На выставке мне особенно понравился вот этот карандашный набросок.
Она пишет своих родственников. На выставке был представлен портрет ее матери, Е.Н. Лансере, дочери известнейшего архитектора Н.Л. Бенуа. Она была замужем за известным скульптором Е.А. Лансере. И сама, кстати, была художницей. Е.Н. Лансере обучали живописи ее отец и П.П. Чистяков, выдающийся портретист своего времени и талантливый педагог. Портрет написан маслом в 1912 г.
А ниже портрет дяди художницы, выполненный темперой в 1910 г. М.Н. Бенуа был молодым офицером, затем поменял круг профессиональных интересов и стал директором ряда банков, возглавлял одну из судоходных компаний дореволюционной России.
Зинаида Серебрякова любила писать свою сестру, Екатерину Евгеньевну Зеленкову. Портрет создан в 1911. Искусствоведы усматривают в этой работе цитирование одной из фигур, созданных кистью Рафаэля.
Портреты крестьян 1910-х гг. обладают несомненной художественной ценностью. Но они важны еще и для… этнографии. Посмотрите на эти лица, на эти костюмы! Благодаря Зинаиде Серебряковой мы знаем антропологический тип крестьян ее малой родины, знаем, какую одежду они носили в начале ХХ в. Эта крестьянка – Пелагея Ивановна Молчанова – любимая модель Серебряковой.
Очевидно влияние времени в работах Зинаиды Серебряковой. Сколь нежны и умиротворенны ее полотна, рисунки, созданные до революции! В следующий раз покажу Вам, как меняется стиль художницы после революции. Продолжение рассказа.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!