Найти тему
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Выставка работ Зинаиды Серебряковой. Ч. 1. Дореволюционный период

Давайте подумаем, что среднестатистический любитель искусства знает об этой выдающейся художнице? Наверное, немного. Известно, что родилась в России в 1884 г. в удивительной семье, подарившей миру целую плеяду живописцев, графиков, акварелистов, архитекторов, историков искусств. Тот самый случай, когда дар – дело семейное. И Зинаида оказалась достойным плодом на этой лозе.

Фото автора
Фото автора

Трагическая судьба зачастую шлифует талант художника. Сначала молодая вдова с четырьмя детьми на руках. Затем невольная эмигрантка с 1924 г. (она уехала по приглашению в Париж выполнять заказ на декоративное панно), которую много лет не пускали в СССР, где у нее осталось двое детей (двое других были с ней). Каково это жить матери, оторванной так надолго от своих детей? Незадолго до ухода из жизни она вернулась на Родину работами. В 1966 г. состоялась грандиозная выставка в Москве, Ленинграде и Киеве. Ушла из жизни в 1967, оставив после себя достойных наследников (все ее дети стали продолжателями семейной традиции, реализовав себя в живописи, архитектуре, реставрации) и достойное художественное наследие.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Деревенская Девочка. 1906. Бумага, акварель, тушь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Деревенская Девочка. 1906. Бумага, акварель, тушь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Крестьянская девушка Поля. Этюд. 1915. Бумага, темпера, графит, гуашь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Крестьянская девушка Поля. Этюд. 1915. Бумага, темпера, графит, гуашь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Купальщицы. 4-е наброска. 1910-е. Бумага, акварель, карандаш графитный.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Купальщицы. 4-е наброска. 1910-е. Бумага, акварель, карандаш графитный.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Крестьянка с холстом на коромысле. 1917 г. Этюд. Холст, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Крестьянка с холстом на коромысле. 1917 г. Этюд. Холст, темпера.

И после 1960-х гг. творчество Зинаиды Серебряковой постепенно впускается в культурное пространство СССР. Какая работа самая узнаваемая? Думаю, вот эта. А все благодаря тому, что произведения художницы начали печататься на почтовых марках. Издаются и художественные альбомы, но их мне увидеть пока не удалось.

Фото автора. Марки автора
Фото автора. Марки автора

Какая же она, Серебрякова дореволюционного периода? Она, молодая художница, владеет маслом и акварелью, карандашом и темперой. Посмотрите, как нежны ее пейзажи! Да, они еще несовершенны: в них художница сосредоточена больше на выражении материального воплощения природы, чем света и воздуха. Темперой возможно передать свет, но Серебряковой это пока недоступно. Или же она не видит в этом необходимости. Кажется, даже солнечные лучи материальны. При этом эмоции в пейзажах для нее важнее четкого воспроизведения деталей.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Пейзаж с ветряными мельницами. Конец 1900-х - первая половина 1910-х. Бумага, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Пейзаж с ветряными мельницами. Конец 1900-х - первая половина 1910-х. Бумага, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Яблони в цвету. 1908-1909 гг. Бумага, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Яблони в цвету. 1908-1909 гг. Бумага, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Перед Грозой (село Нескучное). 1911 г. Бумага, темпера, гуашь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Перед Грозой (село Нескучное). 1911 г. Бумага, темпера, гуашь.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Горный пейзаж. 1914. картон, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Горный пейзаж. 1914. картон, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Пейзаж в Павловске. 1917. Бумага, темпера.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Пейзаж в Павловске. 1917. Бумага, темпера.

А вот портреты, кажется, удаются ей сразу. Гениальная портретистка, она уже в молодости задает высокую планку в изображении людей. Думаю, Серебрякова одна из немногих художников, кто написал такое количество автопортретов. Навык погружения в собственный внутренний мир помогает ей тонко чувствовать и внутренний мир других людей. На выставке мне особенно понравился вот этот карандашный набросок.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1900-е. Бумага, карандаш графитный.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1900-е. Бумага, карандаш графитный.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1907. Бумага, акварель, темпера, белила.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Автопортрет. 1907. Бумага, акварель, темпера, белила.

Она пишет своих родственников. На выставке был представлен портрет ее матери, Е.Н. Лансере, дочери известнейшего архитектора Н.Л. Бенуа. Она была замужем за известным скульптором Е.А. Лансере. И сама, кстати, была художницей. Е.Н. Лансере обучали живописи ее отец и П.П. Чистяков, выдающийся портретист своего времени и талантливый педагог. Портрет написан маслом в 1912 г.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет матери художницы
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет матери художницы

А ниже портрет дяди художницы, выполненный темперой в 1910 г. М.Н. Бенуа был молодым офицером, затем поменял круг профессиональных интересов и стал директором ряда банков, возглавлял одну из судоходных компаний дореволюционной России.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет дяди художницы
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет дяди художницы

Зинаида Серебрякова любила писать свою сестру, Екатерину Евгеньевну Зеленкову. Портрет создан в 1911. Искусствоведы усматривают в этой работе цитирование одной из фигур, созданных кистью Рафаэля.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет сестры художницы
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет сестры художницы

Портреты крестьян 1910-х гг. обладают несомненной художественной ценностью. Но они важны еще и для… этнографии. Посмотрите на эти лица, на эти костюмы! Благодаря Зинаиде Серебряковой мы знаем антропологический тип крестьян ее малой родины, знаем, какую одежду они носили в начале ХХ в. Эта крестьянка – Пелагея Ивановна Молчанова – любимая модель Серебряковой.

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Обувающаяся крестьянка. 1915. Холст, масло. Фрагмент
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Обувающаяся крестьянка. 1915. Холст, масло. Фрагмент

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Обувающаяся крестьянка. 1915. Холст, масло.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Обувающаяся крестьянка. 1915. Холст, масло.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина. 1914. Бумага на картоне, акварель, гуашь
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Портрет крестьянина. 1914. Бумага на картоне, акварель, гуашь
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Четыре наброска женских фигур к картине "Беление холста".
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Четыре наброска женских фигур к картине "Беление холста".

Фото автора. Зинаида Серебрякова. Сидящая женщина. Этюд к картине "Беление холста". 1916-1917. Бумага, карандаш графитный.
Фото автора. Зинаида Серебрякова. Сидящая женщина. Этюд к картине "Беление холста". 1916-1917. Бумага, карандаш графитный.

Очевидно влияние времени в работах Зинаиды Серебряковой. Сколь нежны и умиротворенны ее полотна, рисунки, созданные до революции! В следующий раз покажу Вам, как меняется стиль художницы после революции. Продолжение рассказа.

Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!