Историческому периоду традиционно противопоставляется доисторический. Такое деление сложилось много веков назад, в эпоху, когда полем деятельности историков представлялись исключительно письменные источники. И «доисторический», таким образом, означало «дописьменный» период развития человечества. Лишь позже археология внесла коррективы, позволив узнать многое, неизвестное древним летописцам. В том числе и то, что первая цивилизация на планете возникла именно в долине Нила. Но раньше, чем полагали подсчитывавшие династии фараонов египетские жрецы.
Люди современного вида появились на берегах Нила десятки тысяч лет назад, но самые ранние этапы не заслуживают внимания. Важно, что позже, между 12 и 10 тысячами лет назад долина Нила стала полностью необитаемой. Это был период «бешеного Нила», когда связанные с окончанием ледникового периода изменения климата привели к многократному, по сравнению как с прошлым, так и с современным состоянием, увеличению стока реки. Место дельты в этот момент занимал морской залив, быстро мелевший и заболачивавшийся благодаря массам выносимого грунта. Болотистыми, уходящими на 9 метров под мутные воды в периоды разливов и лишь на возвышенностях покрытыми джунглями, оставались и берега. Люди в этот период предпочитали жить в Сахаре, представлявшей тогда собой пышную саванну.
Первые признаки человеческого присутствия и даже раннего земледелия в долине реки относятся к периоду 9 тысяч лет назад (7 тыс. лет до н. э.). И в данной связи наиболее интересным является вопрос происхождения населения страны. Ибо оно было очень сложным. Будущий Египет заселялся с трёх направлений. С запада из Сахары в долину переселялись племена мехтоидов — древней расы с ударной дозой неандертальских генов, дольше всего сохранявшейся на Канарских островах. С севера, через Синай пришли жители Ближнего Востока, в то время принадлежавшие в веддоидному расовому типу. С юга же, от верховий реки подходили негроиды.
Данная ситуация и породила восхитительную, ибо совершенно бессмысленную дискуссию: к какой расе отнести древних египтян? Ни к какой. Население страны представляло собой отдельную субрасу, возникшую в результате смешения нескольких расовых типов. В целом, эта субраса причисляется к негроидной расе, хотя в строении черепов у египтян преобладали европеоидные черты. Но и это касается лишь «сферических египтян в вакууме». По факту черты предков у жителей разных провинций Египта распределяются неравномерно даже сейчас, в прошлом же, особенно в прошлом далёком, говорить о едином для всего Египта расовом типе вообще не приходилось. Особенно же разнообразен был облик фараонов, происходивших из разных областей, и находивших себе жён в дальних странах.
...Но о первой цивилизации. То что Египет старше исторической памяти самих древних египтян стало ясно достаточно давно, и перед первой династией фараонов потребовалось ввести ещё и нулевую. Однако, и нулевые фараоны оказались не первыми, уступив позицию 00 династии. Государственность с сословным и профессиональным делением общества сложилась в Египте между 3800 и 3600 годами до новой эры. Не везде, конечно. Первая цивилизация возникла вдали от мест, где позже были построены пирамиды — в верхнем Египте, в окрестностях Асуана.
Создателей негадской культуры нельзя ещё именовать древними египтянами, так как единой культуре (в условиях расового разнообразия) в долине Нила ещё только предстояло сформироваться. Едва ли негадцы даже говорили на языке, принятом в Египте позже. В плане же расового типа жители тех мест в упомянутый период в основном относились к мехтоидам. В то время условно «белая» (но при этом весьма смуглая) раса занимала в Африке обширные территории, в том числе и южнее Сахары, например, населяя берега озера Чад.
К IV тысячелетию до новой эры в регионе верхнего Нила сделаны уже были важнейшие неолитические открытия, к числу которых, помимо земледелия, относятся керамика, ткачество и обработка меди. Качественный же скачок был совершён благодаря чрезвычайно удачному сочетанию условий. Нил во время разливов не только орошал, но и удобрял поля, позволяя собирать огромные урожаи. Берега же, тогда ещё далеко не бесплодные и даже покрытые лесами, позволяли вести многообразную, а значит и устойчивую к стихии хозяйственную деятельность. Земледелие дополнялось скотоводством, охотой и ловлей рыбы. Всё перечисленное создавало предпосылки к образованию излишков и имущественному расслоению. Необходимость же общественных ирригационных работ, в то время скорее осушительных, чем оросительных, требовало высокой организации.
Разумеется, «династия два ноля» не являлась ещё династией в буквальном смысле. Одновременно в районе асуанской излучины существовало несколько небольших государств с независимыми правителями. И как отмечалось выше, в этническом отношении их население ещё не могло рассматриваться, даже как «очень древние египтяне». Это был совершенно другой народ, в своё время сыгравший в долине Нила ту же роль, что позже сыграют шумеры в Месопотамии, но в отличие от последних благополучно забытый наследниками. Тем не менее, более поздняя египетская цивилизация выросла именно из негадской, унаследовав целый ряд характерных черт.
Негадцы не строили пирамид. Даже в зачаточной форме. Не насыпали холмы над подземными усыпальницами царей. Но уже занимались мумификацией, и отводили погребальным обрядам роль исключительную. От них же берёт начало и египетская иероглифическая письменность. Благодаря негадскому рисуночному письму (пиктограммам) известны имена многих из два-нулевых фараонов: Бык, Антилопа, Раковина, Аист, Рыба, Слон, Собака и Скорпион.