Найти тему
Справочник кинопижона

Отсмотренное в первом полугодии 2021-го: кино Франции

Оглавление

Пятая часть обзора фильмов, отсмотренных в первом полугодии 2021-го года. В этот раз речь пойдет о кино Франции. Так французский кинематограф огромен и в нем сосуществует много параллельных друг другу тенденций и течений, то и больше всего хорошего кино за последние 6 месяцев оказалось именно из Франции.

Конец дня (La fin du jour), 1939, режиссер - Жюльен Дювивье

Когда хочется посмотреть чего-то классицистического, Дювивье - один из самых верных вариантов. "Конец дня" - трагикомедия, действие которой разворачивается в пансионате для престарелых актеров.

Рука дьявола (La main du diable), 1943, режиссер - Морис Турнер

-2

Одна из тех историй, которая так и просится в "Сумеречную зону" или "Байки из склепа". В рамках полнометражного фильма работает не так хорошо, как могла бы.

Серо-зеленый малыш (La môme vert de gris), 1953, режиссер - Бернар Бордери

-3

Первый фильм о приключениях агента Лемми Кошена в исполнении Эдди Константина. Этот же персонаж в будущем появится в целой серии фильмов, включая "Альфавилль" Годара. Если говорить о самом фильме, то он застрял где-то между классическим нуаром и ранней бондианой, унаследовав от обоих больше недостатков, чем достоинств.

Дурные встречи (Les mauvaises rencontres), 1955, режиссер - Александр Астрюк

-4

Один из фильмов, предвосхитивших Французскую Новую Волну. По сути это банальная мелодраматическая история, но снятая не в павильонах, а на улицах с реальным освещением и небольшим бюджетом.

Простите наши прегрешения (Pardonnez nos offenses), 1956, режиссер - Робер Оссейн

-5

В начале прошлого года на канале вышел обзор фильмографии Робера Оссейна, и на тот момент "Простите наши прегрешения" в интернете был недоступен. Однако, спустя год он появился на одном всем известном трекере... Оссейн снимает либо исключительно круто, либо просто хорошо. Это - второй случай.

Тот, кто должен умереть (Celui qui doit mourir), 1957, режиссер - Жюль Дассен

-6

Жюль Дассен принадлежит к числу самых недооцененных режиссеров всех времен. Его фамилия должна идти через запятую с именами Орсона Уэллса и Альфреда Хичкока. На меня фильмы производят настолько мощное впечатление, что я просто не могу их часто смотреть. "Тот, кто должен умереть" - пересказ истории Иисуса, только действие происходит в оккупированной турками Греции.

Беспорядок и ночь (Le désordre et la nuit), 1958, режиссер - Жиль Гранже

-7

Меланхоличный французский детектив с Жаном Габеном в роли инспектора полиции, влюбляющегося в подозреваемую. Детективы с Габеном - практически отдельный жанр.

Мари-Октябрь (Marie-Octobre), 1959, режиссер - Жюльен Дювивье

-8

Отличный герметичный детектив, действие которого разворачивается в одном помещении. Группа респектабельных французских граждан собирается, чтобы почтить память погибшего товарища, бывшего лидером группы сопротивления во времена оккупации. Тайная задача собрания - выявить, кто был крысой, сдавшей группу гестапо.

Полет на шаре (Le voyage en ballon), 1960, режиссер - Альбер Ламорис

-9

Безуспешная попытка снять максимально невинный детский фильм в момент, когда французское кино пошло по совсем иному пути. Ламорис - далеко не Жак Тати, и находки последнего в его руках не работают.

Завещание Орфея (Le testament d'Orphée ou ne me demandez pas pourquoi), 1960, режиссер - Жан Кокто

-10

Отношение к этому фильму обуславливается отношением к личности Жана Кокто. Меня его показной, хоть и искренний нарциссизм раздражает, так что смотрел с большим трудом.

Жаркая комната (La chambre ardente), 1962, режиссер - Жюльен Дювивье

-11

Третий фильм Дювивье в полугодии порадовал меня значительно меньше первых двух. Возможно потому, что это самый классический детектив из возможных. Гости собираются в замке, происходит убийство, убийца - дворецкий.

Большой испуг (La grande frousse), 1964, режиссер - Жан-Пьер Моки

-12

Экранизация романа классика бельгийского палп-фикшна Жана Рэя, специализировавшегося на хоррорах и детективах. Андре Бурвиль в роли недотёпистого детектива в поисках опасного бандита попадает в странный французский городок, живущий в страхе перед местным сверхъестественным монстром. Занятный гибрид детектива, ужаса и комедии.

Лето, половина одиннадцатого (10:30 P.M. Summer), 1966, режиссер - Жюль Дассен

-13

Скорее европейский, чем французский фильм, но так как это экранизация романа Маргерит Дюрис, а снимал Жюль Дассен культурно этот фильм принадлежит больше Франции. Выскажу непопулярное мнение, но он получился ничуть не слабее трилогии отчуждения Антониони.

Вальпараисо, Вальпараисо (Valparaiso, Valparaiso), 1971, режиссер - Паскаль Обье

-14

Фантасмагоричный арт-хаус, снятый под явным влиянием Годара образца 60-х и возрождающегося в конце 60-х сюрреализма (Ходоровский, Аррабаль). Почтенный буржуа средних лет начинает дружить с революционной молодежью и вести соответствующий образ жизни.

Le sang, 1971, режиссер - Жан-Даниэль Поллет

-15

Скорее заснятый на пленку перфоманс арт-группы, чем полноценный фильм.

Долина (La vallée), 1972, режиссер - Барбет Шредер

-16

Скучающая жена французского дипломата заводит тесную дружбу с группой хиппи в Новой Гвинее и они вместе отправляются в "духовное путешествие" в поисках затерянного Рая, который символизирует некая долина за пределами знаний картографов. У фильма неплохой потенциал, который так до конца не раскрывается. Барберт Шредер гораздо лучше чем снимать кино умел дружить с не самыми дружелюбными людьми: Иди амин, Чарльз Буковски, участники Pink Floyd. Последние записали для фильма оригинальный саундтрек, судя по всему бесплатно или почти бесплатно.

Где-то кто-то (Quelque part quelqu'un), 1972, режиссер - Янник Беллон

-17

Режиссерский дебют Янник Беллон представляет собой что-то среднее между арт- и авангардным кино. Настоящий Hidden Gem, практически лишенный сквозной истории. Это серия зарисовок из городской жизни, сколь депрессивных, столь и прекрасных.

Приходящая няня (La baby sitter), 1975, режиссер - Рене Клеман

-18

Обычно я люблю фильмы Клемана, но его последний фильм "Приходящая няня" - это провал. Образец того, как не стоит снимать триллер или детектив. В главной роли Мария Шнайдер - неплохая актриса, которой так и не удалось избавиться от славы "Последнего танго в Париже", точнее сцены из него.

Я тебя люблю, я тоже не люблю (Je t'aime moi non plus), 1976, режиссер - Серж Гинсбур

-19

Есть такие фильмы, после просмотра которых невозможно нормально относиться к чему-то. После режиссерского дебюта Гинсбурга, его песня Je t'aime moi non plus приобретет совершенно конкретные визуальные ассоциации.

Алиса, или Последний побег (Alice ou la dernière fugue), 1976, режиссер - Клод Шаброль

-20

Энигматичный фильм, по сюжету которого Сильвия Кристель, убегая от надоевшего мужа, попадает в странный особняк, где не работают законы физики и из которого невозможно выбраться. Было бы достойно, если бы не такой банальный финал.

Машина (La machine), 1977, режиссер - Поль Веккиали

-21

Веккиали - один из главных режиссеров альтернативного арт-кино, сосуществующего с арт-мейнстримом."Машина" - это история маньяка, рассказанная с помощью съемок экрана телевизора, вырезок газет, псевдодокументальной хроники и интервью, а также более традиционного кино. Под "машиной" в фильме понимается государство.

Приготовьте ваши носовые платки (Préparez vos mouchoirs), 1977, режиссер - Бертран Блие

-22

В меру перверсервная арт-комедия Блие. "Вальсирующие" и особенно "Холодные закуски" гораздо лучше.

Симона Барбес, или Добродетель (Simone Barbès ou la vertu), 1980, режиссер - Мари-Клод Трейу

-23

В последнее время редко удается находить что-то стоящее из того, о чем никогда не слышал. Но фильм Трейу - удачное исключение. Режиссер работала ассистентом у Поля Веккиали, а её дебют заимствует лучшие черты фильмов Веккиали и Люка Мулле.

Пиратка (La pirate), 1984, режиссер - Жак Дуайон

-24

ЛГБТ-мелодрама о выясняющих непростые отношения Джейн Биркин и Марушке Детмерс. Смотреть стоит только фанатам актрис, так как снято и сыграно в истеричном стиле, напоминающем поздние фильмы Анджея Жулавского.

Фанни Пелопаха (Fanny Pelopaja), 1984, режиссер - Висенте Аранда

-25

Криминальная мелодрама, снятая испанцем Аранда, но во Франции и с французскими актерами. Стандартное для своего времени кино, которое вытаскивают исполнители главных ролей Бруно Кремер и Фанни Коттансон.

Нож у горла (Le couteau sous la gorge), 1986, режиссер - Клод Мюлло

-26

Ознакомился по двум причинам. Во-первых, фильм позиционировался в одном из источников как французский почти-джалло. Во-вторых, чтобы посмотреть, что представляет собой звезда эксплуатационного кино 80-х Флоранс Герен. В обоих случаях разочаровался: фильм - унылый слэшер, Герен актерской игрой напоминает робота. Есть Брижжит Лаэ, но она тоже скорее для галочки.

История Мари и Жюльена (Histoire de Marie et Julien), 2003, режиссер - Жак Риветт

-27

Мелодрама с Эммануэль Беар в роли призрака (это спойлер!). К концу карьеры Риветт приходит от экспериментов 70-х к более традиционному кино, но формы не теряет.

Не говори никому (Ne le dis à personne), 2006, режиссер - Гийом Кане

-28

Мейнстримный французский детективный триллер 2000-х.

Белый материал (White Material), 2009, режиссер - Клер Дени

-29

Практически всё, что не переверяю в современном европейском артхаусе в одном фильме. Дал шанс из-за Изабель Юппер и Кристофера Ламберта.

Un soupçon d'amour, 2020, режиссер - Поль Веккиали

-30

В свои 90 Веккиали всё еще снимает, хотя в основном у себя на вилле, и иногда у него получается хорошо. В этом случаем получилось именно так. Ну и Марианн Баслер всегда приятно видеть.

Atarrabi & Mikelats, 2020, режиссер - Эжен Грин

-31

Когда американец Юджин Грин переехал во Францию и начал снимать кино, это было в самом начале 2000-х, у него получилось уникальное авторское кино, объединяющее в себе Робера Брессона, Эрика Ромера и Жан-Мари Штрауба. Увы, в последних трех фильмах он скатился к минимализму, а его фильмы растеряли обаяние, став чисто интеллектуалистскими.

PS. Благодарю всех дочитавших. В ближайшее время выйдут отдельные обзоры по Италии; Гонконгу, Китаю и Южной Корее; остальной Европе; Голливуду и американскому кино с 60-х по текущее время (2 или 3 поста), а также разному неформату. Всего 6 или 7.