...Читать далее
Автомобили – киногерои. Звучит забавно, однако если по вспоминать, то навскидку можно набрать с десяток фильмов, где главным героем выступает автомобиль. А если взять еще и автомобили, на которых ездят главные герои, то… имеем непаханое поле материала для изучения. Начать я решил с автомобиля, ставшего легендой с легкой подачи мастеров ужаса Стивена Кинга и Джона Карпентера. Плимут Фурия (Plymouth Fury) модели 1958 года, или как больше нравится фанатам – Кристина.
Плимут – самостоятельное ответвление от заводов «Крайслер» существовавшее с 1928 по 2001 годы, и специализировавшееся на недорогих легковых автомобилях и минивенах. Изначально конкурируя с такими же «народными» автомобилями ford и Chevrolet, но немногим выигрывая по цене, Плимут занял прочное место среди наиболее массовых автомобилей США. Однако в послевоенные годы интерес к марке начинает ослабевать. Плимуты конца 40-хх начала 50-хх годов оставались массивными, консервативными, внушительными громадинами, имеющими спрос разве что в такси. Требования же покупателя все чаще обращались к более комфортным интерьерам, современному дизайну и скорости, чего не было у этих архаичных динозавров. К тому же прежние конкуренты навязывали быстрые темпы обновления модельного ряда. Так к середине 50-хх Плимут закрепил за собой статус автомобиля для пенсионеров и таксопарков.
Ситуация изменилась после того, как руководителем подразделения стал Вирджил Экснер. Его первым же указом была начата разработка совершенно новых моделей. Источником вдохновения американских автодизайнеров тех лет служили новейшие реактивные истребители. Огромные задние крылья стали авто-символом Америки конца 50-хх. И дизайнеры Плимута, настроенные на возвращение своей марке звания современного, стильного и не дорогого автомобиля, не могли обойти стороной эти веяния. Впервые для Плимутов подразумевалось устанавливать мощный 8-ми цилиндровый двигатель, с двумя карбюраторами. Его рабочий объём составлял 318 кубических дюймов (это около 5,2 литра), мощность — 290 л.с. при 5200 об/м . Сказать честно, для того времени это был монстр, развивающий скорость 100 км/ч, подумать только, за 7,7 секунды, а максимальной отметкой на спидометре красовалось 120 миль в час (примерно 190 км/ч). И так, получив свой революционный аэродизайн и отличную управляемость, обеспечивавшуюся новейшей бесшкворневой передней подвеской на торсионных стержнях в 1957 году бежево-золотистая фурия сошла с конвейера. Именно бежевая. До 1959 года Фурии красились исключительно в бежевый цвет с золотистой полосой.
Вместе с успехом, автомобили этого периода нанесли и ущерб репутации Плимута, как производителя качественных и долговечных машин. Ввиду сложной формы для изготовления использовался более тонкий металлический лист, а в сочетании с горячей штамповкой и плохой обработкой это значительно снизило их устойчивость к коррозии. В штатах с сырым климатом, сквозная коррозия стала проявляться буквально через несколько лет. Помимо этого существенно снизилось качество сборки, а в связи со спешным выводом автомобиля в серию многие узлы остались до конца не проработанными. Немудрено, что к моменту съемок фильма Карпентеру с горем пополам удалось скупить и отреставрировать два десятка фурий. Хотя не только фурии. В роли Кристины в некоторых эпизодах снимался и Плимут бельведер, хотя эту подставу не вооруженным взглядом и не заметить.
Fury по-английски означает ярость, в римской мифологии фуриями назывались богини гнева и мщения. Возможно, это название отчасти сыграло роль в выборе автомобиля на главную роль. И красный цвет подходил для одержимого демонами автомобиля куда более, чем бежевый. Свою красно-белую окраску Кристина получила по индивидуальному заказу, как модель следующего года. Так объясняет нам главный герой необычный для модели 1958 года окрас. Карпентер тоже учел это в своей экранизации показывая нам в начале фильма одну единственную красно-белую фурию на заводском конвейере, в окружении бежево-золотистых.
Вообще фанаты находят множество мелких недочетов в технических характеристиках как фурии, описанной Стивеном Кингом, так и фурии в фильме Карпентера. Так самым большим недочетом считается тот факт, что все Плимуты этой серии имели две двери. В романе же Кристина была четырех дверной. Карпентер исправил эту оплошность, однако в другом эпизоде мы видим, как Кристина блокирует свои двери кнопкой, тогда когда двери фурий блокировались не кнопками, а дополнительным поворотом рычага вниз, как в москвиче вашего дедушки. Но согласитесь, с рычагами этот эпизод смотрелся бы не так зрелищно, поэтому подобные недочеты скорее умышленное искажение в пользу зрелищности. Как мы видим ни Кинг ни Карпентер не стремились передать в точности особенности технического устройства автомобиля. Куда важнее было передать дух эпохи, придать фильму бОльшую зрелищность. Так Плимут фурия неожиданно обзавелась полным приводом, способностью ездить без водителя, и восстанавливаться на ходу после любых повреждений. Причем если Кингу для этого было достаточно нажимать клавиши печатной машинки, то Карпентеру пришлось изрядно поломать голову над некоторыми возможностями Кристины. Для того что бы автомобиль ездил сам, приходилось закрашивать стекла темной краской, оставляя маленькую затемненную «амбразурку» для водителя. В эпизоде, где Кристина врезается в гараж – ее тянули тросами, пропущенными прямо через стену. Для других эпизодов оригинальные крылья и прочие элементы корпуса заменялись на резиновые, таким образом, Кристина протискивалась в узкий переулок. Процессы восстановления Кристины снимались при помощи пластиковых панелей, под которые устанавливались гидравлические насосы. Они «всасывали» эти панели, сминая их, а весь процесс записывался на пленку, которую потом прокручивали в обратную сторону. Естественно, что большинство из приобретенных для съемок Плимутов пали жертвой искусства. Три оставшихся в живых автомобиля использовали в рекламной кампании к фильму, а затем продали коллекционерам. Однако, весь этот акт вандализма, называющийся съемками фильма, привел к тому, что в результате фанатами было спасено со свалок гораздо больше фурий. И не только их. Мало-мальски похожие машины скупались со свалок, старательно восстанавливались и красились неизменно в красный цвет. Можно смело сказать, что нет другого автомобиля золотой эпохи американского автомобилестроения, имеющего такую большую армию поклонников.