Многие известные пословицы и поговорки обязаны своим происхождением не кому-то, а российским царям. Со временем первоначальный смысл некоторых из этих выражений был утрачен, а у других он изменился почти до неузнаваемости. О каких же пословицах у нас сегодня пойдёт речь?
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»
Некогда за неделю до и неделю после Юрьева дня, приходившийся на 26 ноября, крестьяне на Руси имели право оставить своего прежнего господина и перейти на службу к другому феодалу, чем люди и пользовались, начиная ещё с XI и вплоть по XVII век.
Но царь Фёдор Иоаннович в 1593 году запретил крестьянам в Юрьев день менять хозяев. Правда, официального указа об этом не было издано, и по всей видимости, никто его не составлял.
Крестьяне же, узнав о том, что отныне их лишили этой привилегии, были страшно разочарованы и недовольны. А кому приятно было бы слышать, что он должен вечно оставаться у одного хозяина в то время, когда он, вообще-то, уже как бы собирался на волю?
Вот почему пословица «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» выражает искреннее недоумение и означает разочарование, если только не сказать полный крах несбывшихся надежд.
«У семи нянек дитя без глазу»
Эта пословица обязана появлением одному из самых драматических событий в российской истории — эпохе Смутного времени, а если более конкретно - так называемой Семибоярщине.
Когда Василий Шуйский отрёкся от престола, бояре принялись выбирать нового претендента на «должность» царя.
В то время в Москве находилось семь представителей Думы, которые и образовали временное правительство, именуемое в официальных грамотах «седьмочисленные бояре».
Россия же тогда переживала непростые времена смуты. Многие деревни опустели, поля стояли заброшенными, так как их некому было возделывать, а города заполонили толпы беженцев и нищих.
«Уж лучше грозный царь, чем семибоярщина», — говорили тогда люди.
«Седьмочисленные бояре» ассоциировались у народа с «семью няньками», а страна, испытывающая все беды, связанные со смутой — с ребёнком, за которым те не могут усмотреть так как с головой погрязли в дворцовых интригах и в спорах о том, кого выбрать новым государем.
«Делу время, а потехе час»
Автором этой пословицы был царь Алексей Михайлович — большой любитель соколиной охоты, которую на Руси в старину называли «потехой». По его приказу даже было составлено руководство по охоте с ловчими птицами — «Книга, глаголемая Урядник».
Но как бы сильно не любил Алексей Михайлович эту забаву, как ни был уверен в том, что «для охоты всегда время и погодье», он не мог одобрить, то, что в книге слишком уж явно говорилось, будто бы охота важнее прочих дел. Вот почему царь собственноручно приписал к этому руководству поучение:
«Николиже не забывайте: делу время и потехе час».
В XVII столетии слова «время» и «час» были синонимами и означали они равный промежуток времени.
Народу понравилось царское наставление, но к XIX веку его смысл стал другим. После того, как «и» убрали, вместо него поставив «а», эта пословица стала означать нечто совсем другое. То, что нужно большую часть времени уделять делу, а на развлечения отводить всего один час.
«Долгий ящик»
Поговорка про «долгий ящик» также обязана своим появлением правлению всё того же Алексея Михайловича. Желая, чтобы челобитные поскорее попадали к нему в руки, царь распорядился поставить возле дворца ящик, куда любой из его подданных, вне зависимости от своего происхождения и материального достатка, мог бы опустить прошение, адресованное лично государю, а не в какой-нибудь приказ.
Поскольку желающих написать челобитную на Руси было хоть отбавляй, то ящик намеренно выбрали глубокий, или, как говорили в то время, «долгий».
Люди обрадовались и бросились поскорее писать царю жалобы обо всех мелких обидах и притеснениях. В итоге челобитных в этом ящике набиралось столько, что Алексей Михайлович не успевал их все читать и потому начал рассылать часть прошений в приказы. Чиновники же в этих приказах привыкли работать не спеша, не торопясь. Вот и выходило, что порой челобитчикам приходилось годами дожидаться решения по их вопросам и жалобам.
«Семь пятниц на неделе»
А эта пословица родилась уже значительно позже — в XIX столетии и связана с московскими столоначальниками и секретарями, работавшими в департаментах.
Поэт Вяземский, который и был автором этого выражения, как-то в пятницу заглянул по делам в одно из правительственных учреждений и увидел, что чиновники, занятые мыслями о предстоящих выходных, работают как-то рассеянно и, прямо так скажем, не слишком добросовестно.
Убедившись на личном опыте в неверности их пятничных обещаний, Вяземский написал следующие строки, в которых предостерегал других посетителей:
«Кто верит завтрашнему дню,
Тот знай семь пятниц на неделе».
Ну, а позже название этого стихотворения превратилось в пословицу, которую мы произносим, когда желаем упрекнуть кого-то в непостоянстве и в переменчивости решений.
#пословицы и поговорки #интересные факты #цари #культура #значение слов и выражений