В 1902 году, когда в Австро-Венгрии идет активное развитие промышленности на полуострове Истрия, строится железная дорога из Триеста в Пореч. Значительная часть этой дороги проходила по территории нынешней Словении. Австро-венгры называли на итальянский манер ее Парензаной (Parenzana), а местные жители - по названию города - Поречанкой.
Железная дорога проходила по пересеченной местности, иногда рядом с морем. Она соединила более 30 городов и деревень полуострова. Из-за сложной местности пришлось построить 8 тоннелей (1530 м), 11 мостов, 6 виадуков.
Прекрасно сохранился до нашего времени один из тоннелей - Валета в Струньян-Портороже, длина которого - 550 м, да еще и есть освещение.
Узкоколейка способствовала активному развитию промышленных и торговых отношений. По ней перевозили не только грузы и почтовые отправления, но и пассажиров в вагонах 3-х классов. Поезда курсировали со скоростью до 30 км/час, снижая на сложных участках до 10 км/час. Поэтому дорога для пассажиров превращалась в прекрасное путешествие, когда можно было неспеша наслаждаться живописными пейзажами Истрийского полуострова.
Но в 30-х годах в Италии быстро развиваются автодороги, и узкоколейка становится не рентабельной и она не смогла конкурировать с автотранспортом. Дуче Муссолини, который пришел к власти, решает разобрать железную дорогу и переправить морским путем в Африку, так как планировал нападение на Абиссинию. Но по пути в океане корабль вместе с железной дорогой затонул.
Некоторые районы и города сохранили до наших дней прежние вокзалы и станции, ремонтные мастерские, структуру дороги с построенными сооружениями.
К 100-летию начала движения поездов по Парензане страны Хорватия, словения,Италия, через которые проходила знаменитая железная дорога, принимают решение возродить ее.
И дорога возрождается в новом качестве, как «маршрут здоровья и дружбы» для велосипедного транспорта и прогулок. Многие участки Парензаны, где осталась дорога без рельсов, преобразовали в трассу для велотуризма и пешеходных прогулок, которая стала очень популярной для европейцев.
Также в некоторых бывших станционных зданиях организовали множество музеев, посвященных узкоколейке. На стенах тоннеля Валета проводятся регулярно художественные выставки, а также разные мероприятия и события. Сохранилась в тоннеле и памятная табличка, на которой написано на трех языках о построенной в 1902 году железной дороге Триест-Пореч.
Если моя статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…