Академик Павлов подчеркивал важность двух вещей:
- Постановки в жизни высокой цели, которая превышает возможности одной жизни. Такая цель созидательна и вдохновляет человека.
- Последовательности и постоянства в реализации цели.
По первому пункту, стоит вспомнить, что одним из учеников Ивана Петровича Павлова, был другой выдающийся ученый - академик Петр Кузьмич Анохин.
Анохин развил системную физиологию, создал теорию функциональных систем и целенаправленного поведения.
Второй момент - последовательности и постоянства - академик подчеркивал его особо. Не только для высоких целей жизни, но и для любого занятия в ней.
Академик Павлов, кроме науки, которой был глубоко поглощен, увлекался садоводством и цветоводством, занимался физической культурой и велоспортом, увлекался коллекционированием бабочек.
Во всех этих увлечениях своих академик применял на практике принцип последовательности и постоянства.
Он выделял специальное время дня на каждое, и в это время занимался им. Не бросал, и не пресыщался ими, но был увлечен. И считал это важным.
Так, с раннего утра и до 11 часов, во время летнего отдыха в Силламяэ , где их семья снимала дачу в начале 90-х годов 19 века,, Павлов занимался цветоводством, сам насыпал землю и удобрения, делал обрезку цветов. В 11 часов, в определенные дни недели, собиралась компания для игры в городки. И это была постоянная традиция. И много других примеров традиций можно найти в его жизни.
Из всех мировых культур, академику Ивану Петровичу Павлову была наиболее близка английская культура.
В этой культуре, в ее укладе, есть тот полезный консерватизм и опора на традицию, которые были близки его душе.
Какие бы не были дела у англичанина, он всегда сделает перерыв, выпьет чашечку дневного или вечернего чая, прервется, восстановится и продолжит. Он никогда не пожертвует этой традицией. И опыт показывает, важность и полезность такого действия.
У англичанина всегда есть те любимые, именно его, традиции, которым он следует всю жизнь. Такой консерватизм, последовательность - очень полезны.
Если англичанин занимается управлением, то утром и вечером, он всегда оставит 10 — 15 минут, на то, чтобы уделить время на планирование своего дня утром, и вечерний обзор исполнения плана — вечером. Не для кого-то. Для себя. И делает это с завидным постоянством. И никогда не пожертвует этим. И это, капелька за капелькой, обеспечивает ему успешность в делах.
Павлов, кроме того, читал английских ученых и писателей. Ему нравился стиль письма этих авторов простотой, изящностью и понятностью.
Кроме городков, игры, Павлов увлекался еще и крокетом, аристократической игрой Англии.
У ученого были друзья в других европейских странах. Он любил взаимообщение, взаимообогащение опытом с учеными, коллегами. Переводчиками у Павлова были его дети - Владимир и Всеволод
Павлов был почетным членом в более чем в 100 европейских научных организациях. По обмену опытом, он ездил в Германию, и некоторое время, в конце 19 века, работал в лаборатории Вильгельма Вундта, создателя экспериментальной психологии в Европе, изучавшей феномены сознания.
В Англии, одним из друзей академика Павлова, был известный писатель и публицист Герберт Уэллс.
Уэллс был известен не только своими произведениями в жанре фантастики, но и как журналист. Кроме того, как выходец из низов общества, ставши потом знаменитым, Уэльс бесплатно проводил мероприятия по образованию малоимущих, то есть занимался благотворительностью и общественной деятельностью. Что было близко и душе академика Павлова.
Популярности Павлова в Европе, в немалой мере, служило то, что Уэллс, как журналист, делал публикации в английской печати, анонсировал русского ученого. Уэллс делился не только заметками о достижениях ученого в мировой науке, но писал и о нем, как человеке, как созидательной личности. Заметки Уэллса о Павлове вдохновили американского ученого — Барреса Скинера — заняться исследованиями в области психологии поведения.
В 1912 году в Кембриджском университете Англии Павлов был награжден почетным титулом.
И во время этого награждения произошла одна интересная история, о которой будет рассказано в следующей статье канала.
Что хотелось бы сказать напоследок, не столько о Павлове, сколько о типе культуры, который близок душе человека.
Это может быть любая культура. Но ее стоит найти.
Есть те, кому близка культура Китая или Японии или Индии. Они подпитываются ей. Они изучают, знают ее, перенимают ее традиции в той части, которые полезны им. Кому-то близка культура Америки, Германии, скандинавских стран или любые другие культуры, которыми богат мир.
Очень большое дело в жизни, понять, какой тип культуры тебе ближе, твоей душе, стилю жизни и деятельности, и следовать ей. Для этого не обязательно жить в стране этой культуры, но знать ее и взаимодействовать с ней. Павлов жил и работал в России, но применял в своей жизни правила англо-саксонской культуры, которые были близки его душе.
Если хотите поделиться по теме статьи - пишите в комментариях.