Найти тему
Про кино и не только

80 лет с начала ВОВ. Как снимали кино в годы Великой Отечественной Войны. Приготовьте платочки

Оглавление

Восьмого сентября 1941 года, за несколько часов до того, как кольцо блокады Ленинграда замкнулось. Из города успел выехать поезд. На нём эвакуировалась киностудия «Ленфильм». Режиссёры, операторы, монтажёры, декораторы, костюмеры, гримёры и художники. Уже за городской чертой, в хвост за уходящим эшелоном, выскочили немецкие мотоциклисты, открывшие ураганную стрельбу. К счастью, никто не пострадал. Расстреляли только стенку последнего вагона. И разбили габаритные огни. Гитлеровцы опоздали, всего на несколько минут.

Друзья, я прошу вас отнестись с уважением к данной публикации и дочитать её до конца.

В столицу казахской АССР в первый год войны прибыло в общей сложности четыреста двадцать восемь сотрудников «Ленфильма», «Мосфильма», сценарной студии, студии кинохроники и ВГИКа. К этому числу надо добавить ещё членов их семей. Алма-Ата не была готова принять такое количество беженцев. Только лауреатов Сталинской премии прибыло больше полусотни. Им выделили в спешке достроенный дом. Всего двадцать четыре комнаты. Кто-то в шутку назвал его «лаурятником». Живший в нем режиссёр Григорий Козинцев писал: «Полное «На дне» Горького. Со стен течёт. Сырость. Но никто не роптал. Вся страна жила так». Остальные разместились в специально выделенной гостинице. Кому места не хватило и там, селились в, совершенно непригодной для жилья, производственные помещения киностудии. И даже в кинотеатр. Театральный деятель, Наталья Сац, писала, что иметь в то время свою кровать было уже роскошью. Отгородившись друг от друга шкафом или протянутой верёвкой, на которой висели простынь, брюки и юбки, здесь жили многочисленные семью киноработников. Как на гигантской сцене, здесь все они ели, спали, умывались и жарили на примусах картофельные оладьи.

-2

Несмотря на условия, кинематографисты тут же приступили к работе. Уже в начале сентября в Алма-Ате доснимали начатые на разных студиях фильмы. Такие, как «Машенька» (1942 г.) Юлия Райзмана, «Александр Пархоменко» (1942 г.) Леонида Лукова, «Свинарка и пастух» (1941 г.) Ивана Пырьева. На базе Алма-Атинской студии кинохроники в ноябре 1941 года была официально утверждена Центральная Объединённая Киностудия - ЦОКС. На время войны, именно она стала фронтом кинематографистов.

В коридорах ЦОКС можно было встретить и Ивана Пырьева, и Эйзенштейна, который именно здесь снимал своего знаменитого «Ивана Грозного», и многих других известных людей из мира кино.

-4

Здесь же Константин Симонов пишет сценарий по мотивам своего знаменитого стихотворения «Жди меня». К съёмкам приступают незамедлительно. Получается не фильм-агитка, а фильм-надежда. Про пропавшего без вести лётчика и ожидавшую бесконечно его жену. Люди, живущие в полнейшей неизвестности, у киногероев учились ждать и не сдаваться. И чтобы не случилось – верить, что однажды обнимут своих родных. «Жди меня» (1943 г.) реж.: А. Столпер, Б. Иванов.

"Жди меня"
"Жди меня"

Москва была одним из главных символов веры в победу. Не имея возможности снимать в столице, кинематографисты создавали в павильонах ЦОКС видеодекорации узнаваемых московских объектов.

-6

В фильме Пырьева «В шесть часов вечера, после войны», героиня Марины Ладыниной, договаривается встретиться с возлюбленным в Москве. В первый день после победы. В шесть часов вечера, они должны ждать друг друга на каменном мосту. Фильм вышел в 1944 году. Миллионы зрителей встретили на экране свою мечту: война позади, победа наша и можно наконец вернуться к нормальной жизни. По замыслу сценариста Виктора Гусева, Варя погибала во время одной из бомбёжек. И сцена встречи возникала только в её воображении перед самой смертью. Но режиссёр Пырьев забрать у зрителей надежду не смог. Как не смогли и создатели фильма позволить себе сэкономить, вычеркнуть из сценария Москву. Для напряженной финальной сцены, в павильоне выстроили огромную декорацию с бутафорским Кремлём.

На ЦОКСе работали, когда не хватало не только необходимой техники для съёмок. Не хватало даже еды, чтобы накормить от голода шатающихся актёров.

-8

18 января 1944 года было прорвано блокадное кольцо. А уже через одиннадцать месяцев страна увидела фильм о том, что пережили блокадники. Увидела глазами двух девочек. Семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. «Жила-была девочка» - один из самых трогательных и одновременно самых страшных фильмов, снятых в эвакуации. Эта картина заставляет плакать каждый раз, когда её смотришь. Друзья мои, я вам даже не советую посмотреть эту ленту, я вас к этому призываю.

На премьеру фильма «Она защищает Родину» (1943 г.), исполнительница главной роли Вера Марецкая шла как на экзамен. Очень волновалась. Её героиня, Прасковья, теряет и мужа, и ребёнка. И организуя вокруг себя отряд партизан, мстит фашистам. После просмотра, Вера с удивлением заметила, что, с ней никто не разговаривает. Люди просто отводили глаза. Странное оно, наше искусство. Но причина такого поведения была в другом. Накануне с фронта пришла похоронка на её мужа, и группа решила до окончания показа фильма актрисе её не отдавать. На несколько дней тогда заперлась Марецкая в своём номере, чтобы в одиночку пережит своё горе. Похоронку на мужа, во время работы над фильмом получила и Лидия Смирнова, сыгравшая в картине молоденькую партизанку. Лента «Она защищала Родину», имела колоссальный успех и на фронте, и в партизанских краях, и в тылу. Идейное оружие приближало победу ничуть не меньше, чем боевое.

Когда немецкая армия стоит на подступах к столице, а все ресурсы брошены на борьбу с врагом, кажется, не время снимать кино. Но война, это время, когда люди нуждались в кино больше чем когда-либо. За четыре военных года, Центральная Военная Киностудия выпустила двадцать три полнометражных картины и множество короткометражек.

-11

Было очень важно показать с экрана победы «Красной армии», чтобы поднять боевой дух. Показать красоту родины и жизнь в тылу, чтобы помнить, что защищать. И конечно передать все ужасы войны, чтобы никогда в будущем этого не повторилось.

МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ!

Спасибо.

Ребята, поделитесь этой публикацией в социальных сетях с вашими друзьями. Это очень важно для того, чтобы мы помнили.

#как снимают кино #как снимали фильм #за кадром #трагедия #актёры и роли #актёры советского кино #военные фильмы #лучшие военные фильмы #искусство