Вот уж чего я не ожидал увидеть в наши дни, так это новую «Колхиду». Но чудеса случаются, в Екатеринбурге выставили на продажу совершенно новый КАЗ 4540 с пробегом менее 100 километров.
По словам продавца, машина простояла в боксе 31 год, настоящая «капсула времени», хотя на мой взгляд, пробег немножечко больше, незначительно, но всё же.
Цена в 620 тыс. рублей кажется странной, спорной. С одной стороны, вроде новая машина, я уверен, единственная в мире, сохранившаяся в таком хорошем состоянии. С другой – это же «Колхида»…
Грузовик с названием «Колхида» был своего рода легендой среди советских шоферов. Только легендой наоборот, как говориться, если бы в те годы существовал какой-то рейтинг популярности грузовиков, то КАЗ в нем уверенно занял бы первое место. С конца.
К концу семидесятых руководству советского автопрома окончательно стало понятно, что идеей выпускать седельные тягачи в Грузии пора подвязывать, всё равно ничего хорошего не получалось. Но завод то был уже построен, производство, в технологическом плане налажено, не закрывать же его в самом деле.
«Колхиды» часто называли грузовиками для перевозки чая и сена, с намёком, что маломощная машина кое-как еще могла перевозить лёгкие, но объемные грузы, а тяжести строек и промышленных перевозок были не для неё. Да и сама идея витала в воздухе, ведь специализированного технологического транспорта для перевозки урожая, в СССР по сути, не было.
В начале восьмидесятых конструкторы Кутаисского автозавода совместно с инженерами НАМИ создали вот это чудо с индексом КАЗ 4540. Дизельный грузовик повышенной проходимости, с кабиной перед передней осью и самосвальным кузовом. Кузов мог подниматься в любую из трёх сторон, а борта открывались и закрывались автоматически.
Двигатель ЯМЗ (КАЗ) 642 здесь тоже интересный, V-образный 160-сильный шестицилиндровый дизель, сделанный на основе камазовского, но со своими особенностями. Для его обслуживания кабина откидывалась вперед, чего не было на предыдущих моделях кутаисских машин.
Для лучшей развесовки по осям коробку передач установили посередине рамы. С мотором она соединена карданным валом. Передаточные числа подобраны так, что грузовик мог спокойно и уверенно двигаться как по хорошей дороге, так и тащиться 2-3 км в час по полю за комбайном.
Производство КАЗ 4540 началось в 1984 году, на момент появления грузовик можно было даже назвать современной в своем классе техникой.
Поначалу к нему относились с опаской, помня о приключениях с предшественниками, с которыми в то время всё еще возились на автобазах не особо удачливые водители, получившие «подгорный тягач», а не хотя бы Зил-130. Вскоре выяснилось, что с качеством уже не всё так плохо, как у предшественника, главным минусом был высокий расход топлива, доходивший, в поле, до 50 литров на 100 км.
Официально машину выпускали до 2001 года, но в реальности массовое производство завершилось с распадом СССР. Плановое распределение работать перестало, а фермерам, покупавшим теперь всё за свои деньги, прожорливый грузовик был невыгоден.
Интересно, отважится ли кто отлистать 620 тыс. рублей за «Колхиду» 1990 года выпуска с небольшим пробегом? Мне кажется неплохой идеей, если бы её выкупила Грузия, и определила в какой-то свой технический музей. Как памятник несуществующему уже своему автомобилестроению.
Я на Драйв 2
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.