Найти в Дзене
Международная панорама
Подписаться

Правящая партия Монголии одержала громкую победу

Оглавление

Она вырывает пост президента у перессорившейся оппозиции

Голосование на президентских выборах в Монголии.
Голосование на президентских выборах в Монголии.

В отличие от предшествующих предвыборных махинаций, на сей раз результат голосования был на удивление очевидным. Ухнаагийн Хурэлсух одержал победу на президентских выборах в Монголии, состоявшихся 9 июня. Он стал первым кандидатом в новейшей истории, получившим более двух третей голосов. Его Монгольская народная партия (МНП) уже имеет подавляющее большинство в парламенте. После того, как Хурэлсух вступит в должность 25 июня, его власть будет ещё сильнее.

Хурэлсух был премьер-министром Монголии до января, когда внезапно и демонстративно ушёл в отставку, хотя никаких причин, казалось, для этого не было. Как выяснилось позднее, передача бразды правления своему протеже была не принципиальным актом, а уловкой для того, чтобы включиться в президентскую гонку.

Его кампания должна была избежать ловушек, расставленных действующим президентом Халтмаагийном Баттулгой из оппозиционной Демократической партии (ДП). В апреле суды вынесли решение, что Баттулга не может добиваться переизбрания (поправка к конституции, принятая по инициативе правящей МНП в 2019 году, ограничивает президентство одним шестилетним сроком, хотя ранее было неясно, применимо ли это к Баттулге). Через несколько дней президент объявил, что объявил МПП вне закона. Это заявление шокировало монголов, но и только. Партия проигнорировала его указ. Верховный суд также отказался его исполнить.

Выборы стали катастрофой для ДП. Ее лидеры спорили о том, кого выдвинуть кандидатом от партии. Выдвинутый ею в итоге Содномзундуи Эрдене получил только 6% голосов. Даже некоторые давние сторонники партии предпочли опустить в урны пустые бюллетени, чем поддержать его. Это полный провал для партии, которая уже была в беде: она занимала почти половину мест в парламенте до того, как её коалиция проиграла выборы в 2016 году. Сегодня у неё меньше шестой части парламентских мест.

Имплозия оппозиции не оставляет возражений против правящей партии. Хотя конституционные изменения уменьшили власть президента, этот пост по-прежнему предоставляет контроль над армией, помимо других рычагов власти. Эрдене утверждал, что передача МПП президентства в дополнение к ее сверхквалифицированному большинству в Великом государственном хурале опасна. Он провел кампанию под лозунгом «Монголия без диктатуры». Но многие монголы и иностранные наблюдатели спокойно относятся к однопартийному правлению. МПП «весьма фрагментирована внутренне», говорит исполнительный директор Сант Марал Фонда Сумати Лувсандэндэв. Он уверен, что активная фракционность внутри партии поможет смягчить процесс принятия решений.

Что бы ни случилось, опрос подчеркнул удручающую поверхностность многих политических дебатов. Громкие личные выпады и склоки из-за правил проведения выборов заглушали полезные вещи. Избирательные кампании всех кандидатов не оставляли времени для более серьезных вопросов, таких как налаживание отношений с Россией и Китаем, сокращение безработицы, инвестирование минеральных ресурсов и диверсификация экономики.

Электорат выглядит безразличным. Явка 59% была самой низкой за всю историю. Американский политический теоретик Кристиан Сораче, который следит за происходящими в Монголии процессами в Колорадском колледже в Америке, предупреждает, что политический класс страны только накапливает проблемы. «Нет политического движения, партии или политика, которые прямо говорили бы о массовых социально-экономических неравенствах в монгольском обществе», — справедливо сокрушается он.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, лайкайте, подписывайтесь!