Рассматриваются: основные движения сознания – в начале работы, во время работы и в конце работы.
Обращается внимание, что работу нужно научиться выполнять, постоянно находясь в йогическом сознании, – ощущая себя инструментом Божественного и постоянно помня о Нем.
1. Помните о Божественном и посвящайте ему работу
1.1. Естественно, когда вы работаете, вы должны думать о работе
«При этом работу нужно научиться выполнять, находясь в йогическом сознании, – ощущая себя инструментом Божественного и постоянно помня о Нем» (см.: [1, с. 226]).
Но Божественное нужно помнить другим сознанием – не внешним, которое выполняет работу, а – внутренним (психическим Пурушей или духовным Пурушей, которые находятся позади тела).
1.2. Вы пытаетесь помнить Божественное и работать, используя одну и ту же часть своего разума. Это невозможно в принципе
«Когда люди помнят Божественное на протяжении всей работы (что вполне возможно), то обычно это происходит благодаря мыслям о Божественном, сохраняющимся в их разуме на заднем плане» (см.: [1, с. 37-38]).
Точнее – в результате разделения – их индивидуального сознания»
- Одна его часть – находится впереди и выполняет работу.
- Другая, внутренняя – находится позади, наблюдает за происходящим и сохраняет память о Божественном (см.: [1, с. 38]).
1.3. Если вы еще не способны помнить Божественное в течение всей работы, то в этом нет большой беды
Пока будет достаточно вспоминать Божественное:
- в начале работы, – посвящая ее Ему;
- в конце, – выражая Ему благодарность.
В лучшем случае, вы сможете вспоминать Божественное –в перерывах – между работой (см.: [1, с. 37]).
1.4. Основные движения сознания – в начале и во время работы
1. Приступая к работе – просто обращайтесь к Силе, прося ее – использовать вас в качестве инструмента.
2. Во время работы – устанавливайте внутренний контакт с Матерью и стремитесь стать средством выражения красоты, не думая – ни о собственной славе, ни о похвале или порицании других (см.: [2, с. 230]).
Преподнесите все Матери – в сердце своем, чтобы Свет ее мог воздействовать на все это самым лучшим образом. Когда проявится психическое, оно попросит вас сдаться не ему, но самой Матери (см.: [3, с.116–117]).
1.5. Существует еще один способ, который долгое время использовал сам Шри Ауробиндо
«Его суть состоит в том, чтобы обрести состояние, в котором работа делается автоматически, – без какого либо вмешательства мыслей или ментальной активности, в то время как сознание – остается безмолвным и погруженным в Божественное» ( см.: [1, с. 38]).
Следует заметить, что Шри Ауробиндо в такой работе мог одновременно писать 5–6 книг весьма глубокого философского содержания, публикуя их по главам в ежемесячном философском обозрении "Арья". Оно издавалось в Пондичерри на английском и французском языках в период 1914–1921 гг.
Аналогов такой творческой плодотворной работы в мире – более не существует.
«Но это состояние, как правило, приходит не в результате какого–то усилия, а благодаря искреннему и постоянному стремлению и намерению посвятить всего себя и свою работу Божественному. Или же этого можно достичь с помощью определенного движения сознания, отделив внутреннее существо от инструментального внешнег».
«Настойчивое стремление и твердое намерение посвятить себя и свою работу Божественному, обращение к более великой Силе с просьбой низойти и выполнить работу – это способ, который приносит наилучшие результаты, даже если некоторым людям потребуется много времени, чтобы овладеть им» (см.: [1, с. 38]).
2. Умение постоянно помнить – приходит постепенно
2.1. Человеку сравнительно легко помнить о Божественном, когда он спокойно сидит в концентрации
«Но это становится трудным, когда ему приходится заниматься внешней деятельностью. Умение (постоянно) помнить о Божественном и оставаться сознательным в процессе работы должно прийти постепенно, не следует ожидать, что вы овладеете всем этим сразу, – это никому не удается сделать сразу» (см.: [1, с.229]).
2.2. Чтобы научиться этому, есть два способа
1. Первый способ заключается в том, что человек пытается помнить о Матери и посвящать ей свою работу каждый раз, когда он что–то делает (не на протяжении всей работы, а хотя бы в начале и всякий раз, когда ему удается об этом вспомнить). Постепенно это входит в привычку и становится естественным для природы (см.: [1, с.229]).
2. Второй способ заключается в развитии с помощью концентрации глубокого внутреннего сознания (психического или духовного) (cвидетеля Пурушу), которое не сразу и не вдруг, а постепенно, спустя определенное время, становится чем–то все более и более независимым и постоянным. Человек воспринимает его как некое сознание, отделенное от того, которое непосредственно вовлечено в деятельность (см.: [1, с.229–230]).
2.3. Сначала это отдельное сознание не ощущается человеком в то время, когда он работает
«Но, как только работа прекращается, он чувствует, что оно все время оставалось позади и наблюдало за происходящим. Впоследствии человек начинает (постоянно) ощущать его и во время работы, ему кажется, что его существо состоит из двух частей…» (см. : [1, с.230]).
«...одна часть, находящаяся позади (cвидетель Пуруша), наблюдает и поддерживает совершаемые действия, помнит о Матери и посвящает ей работу, а другая – непосредственно ее выполняет. Когда это разделение происходит и человек обретает истинное сознание, работать становится все легче и легче. Точно так же и со всем остальным» (см. : [1, с.230]).
«Трудно примирить две эти части, но придет время, когда они не только придут к согласию, но станут взаимно дополнять друг друга – одна будет оставаться погруженной во внутреннюю концентрацию, в то время как другая будет действовать, получая поддержку первой и черпая у нее энергию. Гармонизация всех этих диссонирующих частей существа как раз и является задачей садханы» (см. : [1, с.230]).
Поэтому вам не стоит обескураживаться, наблюдая все эти противоречия в себе. Все трудности в существе могут быть разрешены – благодаря действию внутренней Божественной Силы, если садхак постоянно обращается к ней с призывом и отвечает согласием на ее действия.
Сам по себе он не способен это осуществить, но с помощью Божественной Силы, действующей в нем, все может быть сделано (см. : [1, с.230]).
2.4. Вы должны – создать в себе это движение, и затем – никогда не забывать его (ни на минуту)
Следует повторить, что это должно быть – единственным занятием вашего существа, самим поводом вашего существования. Ничто не принимается в расчет, кроме ЭТОГО... вы не имеете никакой другой причины для жизни, чем ЭТА.
Если вы думаете об этом – только 5 минут и затем заняты другими делами, – едва ли есть возможность успеха. Во всяком случае, много жизней потребуется.
2.5. Если вы забываете и расслабляетесь – вы не можете делать эту йогу
Йога должна быть постоянным и непрерывным делом, чем–то, что – никогда не ослабевает и не уменьшается (cм. : [4, с.72]).
Материал статьи подготовлен на основе следующих литературных источников
1. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т. III. СПб. : Адити, 2016.
2. Шри Ауробиндо.Письма о йоге. Т. V. СПб. : Адити, 2008
3. Шри Ауробиндо. Мать. М. : Благовест, 1994.
4. Интегральная йога Шри Ауробиндо. М.: Никос,1992.
Смежные статьи:
- Йога действия (карма йога): Статья-5. Два основных метода осознания Пуруши – глубокого внутреннего сознания человека
- Йога действия (карма йога): Статья-6. Два основных метода контроля деятельности Природы человека – разума, витала и тела
саморазвитие самопознание эзотерика йога философия
Канал «Эволюция-II» Подписаться
Ваши комментарии