Всем привет, меня зовут Петр, я автор канала Плёночная меланхолия". С 2008 года я работаю фотографом, и поэтому мне довелось поснимать на десятки камер. Помимо этого я большой фанат плёночной фотографии и интересных аналоговых камер, и именно о них по большей части речь на этом канале и пойдет. Я постараюсь рассказывать не о сухих цифрах и значениях диафрагмы, а делиться своим опытом работы с конкретными камерами. Кроме этого я буду показывать
Свой первый пост я решил символично сделать о своей первой в жизни фотокамере — о Смене 8М. Эту камеру я получил в 7 лет — в качестве подарка к 1 сентября то ли от руководства школы, то ли от какого-то депутата. Хотя, учитывая, что это был 1995 год, а место действия — Санкт-Петербург, то таким образом могли избавляться от остатков продукции ЛОМО. К слову, Смена 8 и ее последователь Смена 8М рекордсмены – это самая массовая модель фотоаппарата в мире, всего было произведено более 21 экземпляров.
Свою камеру я сломал в первый же день, либо нам камеры уже дарили сломанными. В любом случае затвор приказал долго жить, что немного говорит о надёжности камеры. В середине 10-х годов я для эксперимента купил рабочий экземпляр, результаты с него в самом конце поста.
Но хватит лирики, перейдём к технике. Смена 8М чрезвычайно простая лёгкая пластиковая камера. Она относится к так называемым шкальным фотоаппаратам: все настройки устанавливаются на шкалах. Есть шкала светочувствительности пленки (значения ГОСТ и DIN), совмещённая со шкалой диафрагмы.
Есть шкала освещенности, заменяющая выдержку — здесь выставляются значения от яркого солнечного дня до облачного с осадками. Так как электроники в камере нет никакой, то всё эти настройки работают исключительно механически.
Внутри камеры тоже интересно. Во-первых, здесь нет стационарной приемной катушки, на которую наматывается пленка. Есть катушка, но она вынимается. Некоторые помнят, что плёнку раньше можно было купить в рулоне, и вот для таких пленок эта камера предназначена.
Слева вставлется многоразовая катушка с пленкой, протягивается и хвостик накручивается на съёмную приемную катушку. Как в камерах со 120-й пленкой. Конечно, можно использовать и современные катушки пленок, но нужно учитывать, что у Смены 8М нет возможности считать DX-код с информацией о светочувствительности, так что не забудьте выставить это значение на соответствующей шкале. Поддерживает камера пленки до 250 единиц ГОСТ, из современных аналогов — 200 ISO.
Ещё из интересных особенностей внутренности камеры — здесь отсутствуют привычные зубчики для промотки пленки по перфорации. Единственное зубчатое колесо здесь служит для подсчета снятых кадров. Но из-за отсутствия электроники счётчик сам не сбросится, когда вы перемотаете плёнку, так что не забываете выставить его на 0, когда начали снимать на новую плёнку.
Также на Смену 8М легко получается мультиэкспозиция, даже когда вы этого не хотите. Дело в том, что затвор и курок перемотки пленки здесь независимы, в отличие от большинства других камер, и взводить затвор и снимать на тот же кадр на Смене 8М можно сколько угодно раз.
Что интересно, у Смены 8М есть кольцо фокусировки, а не, например, шкала как у ЛОМО ЛК-А. Было бы здорово иметь камеру, где все выставляется исключительно рычажками.
Конечно же, здесь нет никакого зеркала, а лишь окошко видоискателя без каких-либо стрелок, лампочек или шкал. Ничто не отвлекает от съёмки.
Казалось бы, я описал камеру в невыгодном свете, указав исключительно ее недостатки и техническое несовершенство. Безусловно, Смена 8М чрезвычайно простая камера, но у нее есть и плюсы. Ничего нет — нечему ломаться! Кроме, затвора, конечно. Это камера для экспериментов, для ломографии, такая продвинутая версия пинхола.
Компактная и лёгкая — она весит всего 280 грамм, Смена 8М помещается практически в любой карман. Объектив с фокусным расстоянием 40 миллиметров довольно универсален для стрит-фотографии. Светосила объектива не очень высока, максимальная диафрагма 4, но это не та камера, где это важно.
И вот мы подобрались к самому интересному — как снимает Смена 8М. Я приведу несколько примеров снимков с этой камеры, которые я сделал летом 2014 года. Пленка внутри — обычная цветная пленка на 200 ISO, что-то типа Fujicolor или Kodak Gold. Я буду проводить два примера: чистый скан и немного обработанную фотографию в одном из мобильных редакторов, где я подкрутил экспозицию.
Эта непонятная красная полоса есть на всех фотографиях. Иногда она в другом месте, иногда она уже или шире, а иногда она и не красная вовсе. Лампочек в камере нет, так что это не засветка, как на Зените, например. Скорее всего, это плохая изоляция, плохое чернение и барахлящий затвор, который пропускает лишний свет. Еще у меня есть версия, что это так проходит свет через перфорацию в пленке. Но вообще это неважно! Посмотрите, какой крутой эффект. Это же аналоговый фильтр для инстаграма за десятилетия до изобретения инстаграма!
Тут, как вы видите, жесткая желтая засветка, но она придала этому кадру поларойдовский эффект.
Эту фотографию пришлось сильно вытягивать в редакторе, и на этот счет есть спорные мнения. Стоит ли вообще редактировать пленочные снимки. Но как знают олды, то и при ручной печати в темной комнате можно было и экспокоррекцию, и ретушь сделать, так что я не вижу ничего криминального в редактировании аналоговых фотографий.
Ну а вот пример случайной мультиэкспозиции. Вроде, интересно вышло.
Смена 8М — отличная и надёжная камера для экспериментов и ломографии, хороший вариант для входа в мир плёночной фотографии. Благо камер в продаже много и стоят они дешево.
Хороших вам кадров!
***
Если вам понравился этот обзор, то поставьте лайк и подпишитесь на канал.
Напишите, обзор на какую пленочную технику вы бы хотели, ну и вообще напишите свой отзыв!
И не забудьте подписаться на меня в инстаграме!