Часть 22.
В Париже примеру Холлендера и Лексера последовала Сюзанна Ноэль.
Сначала она выслушивала желания пациента, а затем делала операцию, а затем делала операцию - удаляла лишние кусочки кожи, делая подтяжку и разглаживая морщины. Она начала заниматься этим в 1912 г., когда из Северной Америки вернулась Сара Бернар (возможно, после операции у Чарльза Конрада Миллера в Чикаго). Она показала Сюзанне результаты операции, сделанной ей в Америке. Общественное осуждение таких вещей в Париже было вполне очевидным. "Женщинам приходится оперироваться, и при этом ничего и никому об этом не рассказыват", - пишет Ноэль. Когда на операцию к ней приходили люди, потерявшие надежду - как, например, женщина, которую оставляли все ее мужчины, - то Ноэль умера заразить пациентов своей "любоовью к красоте и достоинству". Несомненно, одной из причин, по которым она стала женским хирургом, было ее неприятие этой атмосферы замалчивания. Сюзанна Ноэль, урожденная Сюзанна Бланш Маргарита Грос, родилась в 1878 г. во французском городе Лионе. В 1910 г. она вышла замуж за врача-дерматолога. Сама она занималась этой специальностью с 1905 г.
Дерматология одна из областей медицины, из которой потом специалисты часто уходят в эстетическую хирургию. Когда говорят об эстетической хирургии, обычно подразумевают, что она происходит частично из косметической дерматологии. В 1924 г. умирает супруг Ноэль. Однако к тому времени она уже была достаточно известным хирургом. Во время Первой мировой войны она делала много восстановительных операций, и этот опыт сильно помог ей в её профессии. Она пережила и Вторую мировую войну и умерла в 1954 г. В старости она сама представляла собой блестящий образец достижений её специальности. Один из тех, кто посетил её клинику в 1942 г. рассказывал:
"Она сидела за столом у себя в приемной, в клинике Блие. На ней была шляпа с перьями и черной пальто.
Она выглядела точно так же, как на фотографии в её книге. Гладкое овальное лицо без морщин - она неоднократно делала себе подтяжку век и лица... Я был потрясен тем, с каким достоинством она держалась. Она производила впечатление настоящей леди, хотя рост у нее всего 163 сантиметра... Речь у нее простая и четкая. Она сохранила ясный ум... Весь ее облик и манера держаться излучали мудрость, спокойствие и достоинство".
Ноэль была замечательным представителем того поколения французских косметических хирургов, которые приобрели опыт и сформировались как специалисты во многом благодаря Первой мировой войне.