В ту пору еще не было знаменитого чуда на Гудзоне, чуда на кукурузном поле. Это был 1961 год. 22 июня. И в этот день произошло событие, которое можно смело назвать чудом на овсяном поле по аналогии с теми названиями, что СМИ дали упомянутым авиапроисшествиям в Америке в 2009 году (чудо на Гудзоне) и спустя ровно 10 лет – в России (чудо на кукурузном поле).
На календаре был четверг 22 июня 1961 года. Самолет Ил-18Б компании Аэрофлот вылетел из Внуково в Адлер. На борту находилось 89 пассажиров и 8 членов экипажа. Люди летели отдыхать – их ждало Черное море и Сочи. Но тот день, если бы не решительность экипажа воздушного лайнера, мог бы стать для всех находящихся в самолете последним.
А лайнером управляли, как указано в некоторых источниках, имеющие совсем небольшой опыт полетов на Ил-18 пилоты. У командира воздушного судна Бориса Грацианова это был всего второй полет в качестве командира Ил-18. У второго пилота Юрия Белкина – и вовсе первый после переучивания. В списке членов экипажа также числились штурман Борис Андреев, бортмеханик Георгий Пострибайло, бортрадист Григорий Маргулис и три стюардессы: Валентина Журавлёва, Наталья Похитонова, Валентина Смирнова.
Неожиданно один из двигателей лайнера загорелся. Самолет как раз пролетал над Тульской областью. Если учесть расстояние от Москвы до Тулы, то можно сделать вывод, что самолет только-только набрал высоту.
Согласно поступившему сигналу, загорелся двигатель №3. По инструкции экипаж должен был активировать систему пожаротушения, но она по каким-то причинам не сработала.
Лайнер был выпущен в 1959 году. Совсем новый. Однако система подвела.
В то время в Руководстве по летной эксплуатации не было никаких четких распоряжений относительно действия экипажа в подобной ситуации. Ближайшие аэропорт находился в нескольких минутах лёта – это был военный аэродром Ефремов-3.
Чисто теоретически до него лайнер успевал долететь. Но стоило брать во внимание, что один двигатель уже горит, система пожаротушения не сработала, и как сложится ситуация дальше, сказать наверняка никто не смог бы.
Экипаж принимает решение садиться. Решение осуществить вынужденную посадку вне аэродрома на расположенные внизу поля было довольно смелым. Тем более в ту пору, когда подобных прецедентов, если и были, то о них не говорили. Но как показал результат – это было верное решение.
Экипаж начал выполнять задачи по экстренному снижению. С борта на землю полетело сообщение: «Садимся в поле. Самолет горит. Конец связи». На этом связь прекратилась.
Снизившись на достаточную высоту и выровняв горящий самолет над землей, экипаж отключил три оставшиеся двигателя. Шасси решено было не выпускать.
На овсяное поле лайнер садился, что говорится, на брюхе. После соприкосновения с землей самолет проскользил еще метров 300 и остановился на поле Богородицкого района Тульской области.
Очень быстро пожар был потушен. Несмотря на жесткую посадку без шасси, никто из пассажиров не погиб. Сообщений о пострадавших нет. Не потому что пострадавших не было, они вполне могли быть. Вот только сообщений об этом нет. Единственная формулировка - никто не погиб.
Впрочем, об этой авиакатастрофе довольно мало удалось разыскать информации. Все источники выдают сжатые данные: что, где, когда - без деталей. И везде одни и те же.
Фотографий я также не нашла, хотя старательно искала. Учитывая, что это был всего лишь 1961 год, фотоаппарат был для очень многих непозволительной роскошью, то не исключено, что ни у кого из находившихся на борту пассажиров его попросту не было. Хотя люди летели на море, где очень любят фотографировать. Раньше камеры для такого случая брали у знакомых, друзей. Но, видимо, не в этот раз - фотографий я не нашла.
После произошедшего все члены экипажа были награждены орденами и медалями. Командир лайнера Борис Грацианов был удостоен ордена «Трудового Красного знамени», Юрий Белкин, Борис Андреев и Георгий Пострибайло – ордена «Красной Звезды», Григорий Маргулис – ордена «Знак Почета». Стюардессы были награждены медалью «За трудовое отличие».
А аварийный самолет стал учебным экспонатом. Его отремонтировали и передали в качестве макета в Рижский институт инженеров гражданской авиации.
Вот такое чудо, которое я никак не могла обойти вниманием. Спасение многих жизней – не это ли главное.
И в связи с этим - небольшое предупреждение для читателей (уж извините). Всех, кто будет писать комментарии типа «это их работа», «и что тут геройского?», «каждый пилот должен это сделать», буду удалять без суда и следствия. Пусть у меня будет меньше читателей, но лучше пусть останутся те, кто будет понимать, настолько это событие было уникальным и значимым.
Объясню свою позицию по этому предупреждению. После 15 августа 2019 года, когда произошло одно из тех «чуд», о которых я упоминала в начале статьи, - чудо на кукурузном поле, мне в родной моей редакции приходилось много об этом писать. Юсупов - наш земляк, а тут такой случай. Статей выходило много - первые дни штук по 3-4. И каждый раз находилось несколько г…, писавших, как раз те самые «это их работа», «и что тут геройского?», «каждый пилот должен это сделать». Были негативные выражения и похлеще.
Мне уже тогда приходилось отстаивать на сайте редакции и свое мнение, и позицию миллионов людей, что это было геройское решение – сажать самолет в поле, и не потерять ни одного человека. Больше я эту позицию отстаивать не буду. Моя редакция не имела возможности прекратить подобные высказывания. Нам приходилось держать круговую оборону. У меня на моем канале такая возможность есть, и я ей воспользуюсь. Не нравится?, я ничего не буду иметь против, если вы пройдете мимо.
Благодарю за понимание.
И всех понимающих приглашаю оставаться на моем канале "Истинные ценности" и вместе следить за событиями, которые останутся в нами на века. И пусть хороший событий, которые могут послужить поводом для упоминания, будет больше.