Отношения между Финляндией и Советским союзом до подписания Парижских мирных договоров всегда были напряжёнными. Я убеждён, что практически каждый читатель знает и об октябрьском предложении об обмене территориями, и о постоянных пограничных стычках, и о двадцатилетнем строительстве линии Маннергейма. Высшей точкой вражды стала начавшаяся из-за спорного Майнильского обстрела Зимняя война. Потери оказались следующими: около 26 тысяч со стороны Финляндии и 127 тысяч со стороны СССР. Источником таких цифр являются финская книга "Sodan tappiot" под авторством Pekka Kurenmaa и Riitta Lentilä (читайте это, как хотите) и спорная "Потери вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах" Григория Кривошеева. Давайте посмотрим, почему так случилось.
Нельзя не отметить Большую чистку, которая закончилась за год до войны. Было уничтожено много талантливых членов высшего военного командования (Александр Егоров, Пётр Смирнов, участники "Суда над 21", а также один из самых спорных военачальников в мировой истории Михаил Тухачевский и бесчисленное количество других элементов командования). На месте наркома обороны прочно сел преданный Иосифу Сталину Климент Ворошилов, также спорный маршал и теоретик. Его мероприятия были полезны для армии, и всё же он не мыслил стандартами современной войны, войска (и особенно механизированные) не были готовы к активным боевым действиям, а особенно к наступлению. Давайте рассмотрим этот вопрос.
Танковые дивизии были в не самом лучшем состоянии, они почти не содержали средних (Т-34 и модификации) и тяжёлых (КВ-1 и модификации) танков, ведь их массовое производство началось только в 1940 году, фронт не был насыщен даже тяжёлой артиллерией, 203-мм гаубиц было всего около 400 штук, и их сохранность берегли намного больше, чем жизни солдат (промышленность СССР всё ещё не могла сравниться по качественным и количественным характеристикам с ведущими странами Европы). Имеющиеся БТ-7 были в целом хорошей бронетехникой для борьбы с пехотой (что подтвердили бои на Халкин-Голе), но ещё и хорошо горели от дешёвых котейлей Молотова. У пехоты также были критические проблемы, и о них выше упомянутый Ворошилов очень красноречиво и подробно рассказал в приказе "О результатах рассмотрения главным военным советом вопроса о событиях на озере Хасан и мероприятиях по оборонной подготовке дальневосточного театра военных действий". Там действительно очень много пунктов, которые не имеет смысла переписывать сюда, поэтому оставлю вам ссылку на прочтение: Итоги боев у озера Хасан. Приказ НКО СССР №0040 : judgesuhov — ЖЖ (livejournal.com). Особенно страшный пункт: "...процент потерь командно-политического состава неестественно велик - 40%...". Состояние младшего командного состава было неприемлимым. Как результат, войска были разрознеными, танки и артиллерия не были прикрыты пехотой.
Личного автоматического оружия (ППШ) в армии не было. Опять же, тут сказывается тяжелое состояние научных разработок и, особенно, промышленности, которая смогла позволить себе выпуск чего-то мощнее виновки Мосина только в 1940 году, пост-фактум. В Финляндии в 1920-1937 существовала агентурная сеть, которая оказалась неэффективной (финская контрразведка нашла более 4 тысяч агентов, если их так вообще можно назвать). В результате сеть была свёрнута во время активного этапа строительства линии Маннергейма. То есть, солдаты ступали на неизвестную им местность и узнавали о укреплениях и засадах на своём опыте. Далее посмотрим на состояние финской армии.
Суоми была бедной аграрной страной, население которой было примерно равно населению одного лишь Ленинграда. Строительство линии Маннергейма тяжело обходилось экономике, зато укрепления были очень хорошо вписаны в естественные припятсвия в виде густых лесов, холмов, болот и рек.
Финлядия иллюзий о вечном мире и нейтралитете с соседями не питало, и подготовка страны началась ещё в двадцатые годы. Военизированная организация "Шюцкор" (Белая гвардия) успела поучаствовать в Финской Граждансокй войне и интервеции в РСФСР. Она постоянно набирала обороты, к началу войны там состояло более 100 тысяч человек, которые регулярно проходили тренировки, имели личное оружие и форму (при этом это оставалось чем-то типа хобби). Также существовала и женская организация "Лотта Свярд", члены которой активно помогали солдатам в тылу. Кроме того, не стоит забывать, что крестьянское население Финляндии не брезговало охотой, что также улучшало их способности к ориентации и владению разными видами оружия и засад.
ВВС Финлядии располагали более чем 300 самолётами, большинство из которых были иностранного производства. Проблемы для советской авиации вызвали британские Blenheim, ведь их максимальная скорость была выше, чем у советских И-153 (то есть, они могли просто скрыться в большинстве случаев). Не стоит забывать, что после начала войны в Финлядию велись поставки почти со всей Европы (в конечном счёте более 100 тысяч винтовок и более трёхсот самолётов), а также участвовало много добровольцев (например, девятитысячный Шведский Корпус). Также оборонительная война сплотила всю Финляндию, солдаты поистине сражались отчаяно, чтобы сохранить хотя бы независимость страны.
В результате, первые попытки штурма финских позиций захлебнулись, РККА потеряла много людей и техники. Тем не менее, время играло против Суоми, и под давлением Маннергейма правительство пошло на мир, который тяжело достался и Советскому Союзу, и Финляндии.