На Валдайском форуме В.В. Путин изложил свое понимание теории государства и права и политического творчества. Базовое условие развития России, по его убеждению, – сильное государство, что не подразумевает тотального контроля и жесткости правоохранительных органов, вытеснения частной инициативы и ущемления гражданской активности; сила – в доверии граждан государству, ведь источник власти – люди, которые делегируют во власть своих представителей, спрашивая с них за исполнение обязанностей. «Причем устроено такое государство может быть как угодно», название политического строя не имеет значения. «В каждой стране своя политическая культура, традиции, свой взгляд на их развитие. Пытаться что-то слепо копировать – абсолютно бессмысленно и вредно. Главное – чтобы государство и общество находились в гармонии». И подытоживая: государство слышит голос граждан, реализуя конструктивные запросы, которые, однако, подчас подменяются запросами узкой социальной группы, а то и внешних сил.
Президент не дает критерия, как отделить голоса узкой социальной группы от конструктивных запросов, обязательных к исполнению. Например, обращение о «подушевых» выплатах при локдауне или ходатайство о выделении средств для спасения (менеджеров) крупного бизнеса – где узость, а где социально значимый интерес? Или как не спутать гармонию государства и общества с традиционным для России долготерпением, после чего наши устои разлетаются в пух и прах?
Особый путь – не привилегия или беда России, но «судьба» любого национального или федеративного (имперского) образования. Устойчивость на нем бывает и достигается, когда «различие» не отрицает «единства».
В чем указанное понимание особого пути расходится с президентским?
Во-первых, у Путина из уникальности исключено общее: государство может быть как угодно устроено, лишь бы оно было своим – нашим. Целенаправленный ход мысли! С таким же успехом отечественный модельер, пошив одежду наперекосяк, объявит ее не подлежащей критике; или отечественный производитель автомобилей выпустит в продажу броский экземпляр – до такой степени традиционный, что, называясь автомобилем, он не тронется с места, а каста жрецов будет возносить хвалы этому идолу карго-культа.
Одежда, пусть индивидуальная и эксцентричная, должна соответствовать «идее» одежды, автомобиль – «идее» автомобиля. И принципы успешного государства запечатлены издревле: сакральность иерархии и функций (не лиц), институциональное или этическое разделение функций, общность (акционированная) имущества или преобладание людей среднего достатка, доступная реализация свобод и общего блага.
И, значит, желаемое государство (идеал, отягощенный воплощением) возможно и действительно в любом срезе истории, оно возникает в связи с осознанным приложением известных (метафизических – идеальных) принципов к (психологическим) предпочтениям народа, выраженным в государство-образующей (национальной) идее.
Каким из (вечных) принципов «успешного и желаемого» государства в настоящий момент соответствует российская – президентская версия?
Во-вторых, уникальность современной политической системы в России – (неуловимый) призрак. Заявленное разделение властей, – как и на Западе; избирательный процесс, – как и на Западе; приоритет национального законодательства над международным, – и такое на Западе встречается, как и президент с расширенными полномочиями!
К специфическому, своему, наша власть и граждане пробиваются напролом или проникают с черного хода, сговариваясь, фальсифицируя, скандаля, отворачиваясь в безразличии от глупости и цинизма.
И, наверное, из-за того, что в нашем государстве институционально нет исторически «своего», активность у нас по преимуществу – показная, гармония – омертвело-сословная, развитие – медленное и превратное.
Впервые опубликовано в Telegram-канале «Новый Век».
Книга «Государство-образующая идея России» на сайте издательства.