Привет, нейронавты!
А что это у нас тут за "броуновское движение" на канале? То отписываемся, то снова подписываемся? Скучно что ли стало😯? Дак тётя Tallis отдыхает. Даю мозгу отдохнуть, а телу - поработать и позагорать.
У нас столько всего интересного, выходных не хватит все пересмотреть. Канал Tallis существует с апреля 2019 года, обчитайся-обсмотрись. Нейромедиаторы мы с вами, с горем пополам, закончили.
Обещала я вам про ген преступника статью. Кое-кто ждёт про психо- и социопатию. Я про вас помню. Всё будет. Ещё бред немножко разберём и начнём про психо-социопатию. Можете считать эту статью - началом разбора данной темы.
Итак, для напоминания - ферменты МАО это активные "дворники с метлой", которые расчищают избыток медиаторов в межсинаптической щели. Регулируют баланс. Всё во имя Великого Баланса!
При низкой активности МАО человек склонен к агрессивному поведению, не способен сдерживать эмоции. Вот это наши социопаты, которые не вылезают из мест лишения свободы.
Активность фермента МАО тоже кодируется определенным геном. При мутации в данном гено-коде мы получим именно такого вот человека. Гипер эмоционального, неуравновешенного, агрессивного, импульсивного. Ещё этот ген называют "ген преступника" (с) Статья о настроении, эндогенных опиоидах и дворнике дедушке МАО
Итак, мы поняли, что мутации в генетическом коде, отвечающем за активность МАО приводят к возникновению патологической агрессии.
Теперь один интересный момент. Феминистки есть на канале? Девочки, вам это будет интересно. Ни для кого не секрет, что у преступности в основном мужское лицо. Женщины-оторвы-социопатки тоже встречаются, но их значительно меньше. Почему же так?
Весь секрет в том, что ген, кодирующий активность ферментов МАО, находится в Х-хромосоме. У мужчин она всего одна, а у женщин две. В этой связи женщина может "выехать" на второй, "нормальной" Х-хромосоме. А мужчина нет. У него она одна. И если уж мутация испортила генетическую цепочку, запасной нет.
Именно поэтому женщины, если и такие попадаются (агрессивные с антисоциальным поведением), то это либо редкость, либо некий лайтовый вариант - беспорядочные связи, мелкое хулиганство и т.д. по мелочи.
Теперь давайте разберём исследование, приведенное в британском психиатрическом журнале.
Проводилось так называемое лонгитюдное исследование с целью проверки версии о связи низко активного генотипа МАО-А с антисоциальным поведением, жестоким обращением и всевозможными злоупотреблениями. Потрачено было около тридцати лет.
Лонгитю́дное иссле́дование — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки (с) Википедия
В исследовании принимали участие 398 мужчин, которые ранее уже были задействованы в научных работах в новозеландском городе Крайстчерче.
Это была группа людей (мужчин), имеющих судимости за различные преступления. Причем, преступления, связанные именно с антисоциальным поведением: оскорбление собственности; насильственное оскорбление; имущественное/насильственное оскорбление.
Так же в исследуемую группу вошли люди, имеющие в анамнезе наблюдаемые в возрасте от 16 до 30 лет проблемы с поведением в обществе, фоновую враждебную настроенность, подвергшиеся физическим, эмоциональным, Se><УaLьным оскорблениям в детском возрасте.
Ранее (до этого) выбранные люди были обследованы на активность МАО, а так же была точно известна их генетическая карта по исследуемому вопросу.
🚩Анализ выявил последовательные доказательства взаимодействия фактора G (генетического) и фактора E (социальной среды). Те, кто имел низкоактивный вариант МАОА и подвергался жестокому обращению в детстве, гораздо чаще сообщали о том, что испытывали глубокую обиду в более старшем возрасте, о проблемах с поведением и враждебности.
🚩Носители низкоактивного гена МАО-А так же отмечали большую чувствительность к последствиям жестокого обращения, чем группа с высокой активностью.
В 2002 году нейрофизиолог Авшалом Каспи и его коллеги опубликовали статью, в которой исследовалась роль гена моноаминоксидазы А (МАОА) в развитии антисоциального поведения.
Для справки:
Авшалом Каспи (родился 5 мая 1960 года) это израильско-американский психолог, профессор психологии и неврологии в Тринити-колледже искусств и наук Университета Дьюка. Также он является профессором развития личности в Лондонском Институте психиатрии, психологии и неврологии Королевского колледжа. Он провел массу разных исследований в области психического здоровья и человеческого развития,
Каспи и соавторы вдохновлялись более ранними работами коллег из Новозеландского города Данидина, а именно Междисциплинарного исследования здоровья и развития.
Они отследили последовательные взаимодействия гена и среды (G×E) между жестоким обращением в детстве и МАОА-генотипом в развитии асоциального поведения.
Итак, само исследование, проведенное в Крастчерче:
Была изучена группа из 1265 детей, родившихся в городском районе Крайстчерч (Новая Зеландия) в середине 1977 года. Как мы помним, исследование лонгитюдное, долгое и дети наблюдались исследователями с рождения и до тридцати лет - при рождении, в возрасте четырех месяцев, в один год и ежегодно в возрасте до 16 лет. Затем - в 18, 21, 25 и 30 лет.
Участники в возрасте от двадцати восьми (446 человек) до тридцати лет согласились сдать периферическую кровь для анализа ДНК.
Уж процесс генотипирования не будем разбирать (все равно ничего не поймём, там одни коды).
Можно отметить только, что генотипирование МАО проводилось методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) при помощи агрегата под названием Эппендорфский мастерциклер-ЭП с использованием праймеров (коротких "нарезок" ДНК).
Воздействие жестокого обращения оценивали предварительно по результатам опроса участников исследования на восемнадцатом и двадцать первом году жизни. Несколько человек сообщили о случаях жестокого обращения в возрасте до шестнадцати лет. По каждому случаю собиралась дополнительная информация о характере и контексте жестокого обращения.
На основе этого участники поделились на группы (ребятки, буду шифроваться, терпите):
По Se><УaLьнОmu наSiLию (ХХХ):
- отсутствие ХХХ в детстве;
- бесконтактное ХХХ в детстве (например, непристойные или угрожающие ХХХ комментарии);
- контактное ХХХ в детстве;
- попытка/завершенное ХХХ;
По физическим наказаниям:
- родители никогда или редко применяли физические наказания;
- один из родителей регулярно применял физические наказания;
- один из родителей (или оба) применяли частые и/или суровые физические наказания
Так же в возрасте восемнадцати лет оценивался фактор межпарентального насилия - "драки" между родителями, коих ребенок становился свидетелем.
По предварительному анализу всё было как-то +/- усредненно. Особо статистически значимых корреляций между геном МАО и тяжелым семейным анамнезом не нашли. Только то, как мы выше оговорились, что острота и болезненность эмоциональной реакции в последствии жестокого обращения у людей с низкой активностью МАО была выше.
А вот с антисоциальным поведением всё куда интереснее.
Для оценки этой сферы жизни испытуемых использовались следующие показатели:
- самоотчёт испытуемых о преступлениях, связанных с собственностью
- официально зарегистрированные обвинительные приговоры в отношении лиц в возрасте 17-21 года, совершивших преступления, связанные с собственностью
- проблемы с поведением в возрасте 14-16 лет в анамнезе жизни
- враждебная настроенность в возрасте 18, 21 и 25 лет
По первому показателю: респондентов в возрасте 18, 21,25, 30 лет опрашивали на основе Инвентаризации правонарушений (SRDI). На основе результатов опроса подсчитывалось количество насильственно-имущественных и насильственных преступлений, совершенных в каждом году в возрасте от 16 до 30 лет.
Под имущественными преступлениями будем понимать кражу, кражу со взломом, взлом и проникновение на частную территорию, вандализм. Насильственные это всё, что с применением силы - драка, нападение с применением оружия, угрозы физической расправой.
Ну и анализировалось это всё за период с 16 до 30 лет. Вывели два общих балла по двум группам преступлений (имущественные и насильственные).
По второму показателю:
Из архивов новозеландской полиции были запрошены данные о судимостях испытуемых за период с 17 до 21 года. Каждый человек из исследуемой группы, конечно же, дал письменное согласие на обработку этих данных. Из 1011 респондентов согласились 97,3%. По каждому из участников имелась информация: дата ареста, вид преступления, дата явки в суд, количество обвинительных приговоров.
Итак, суммировали количество приговоров по каждому виду преступлений и получили индекс количества имущественных и насильственных обвинительных приговоров за период 17-21 год.
По третьему показателю (проблемы с поведением в возрасте 14-16 лет):
Проводили два параллельных опроса-интервью с самими участниками исследования и их матерями. Опрашивались участники в возрасте 15-16 лет по аспектам психического здоровья и адаптации в течение предыдущего года.
Интервью проводилось с матерями подростков дома, а с самими детьми - в школе.
Оценка проводилась в каждом возрасте по DSM-III-R критериям расстройства поведения.
DSM-III-R подразделяет расстройства личности на три группы:
Первая группа включает параноидные, шизоидные и шизотипические личностные расстройства. Субъекты с этими расстройствами часто кажутся странными и эксцентричными.
Вторая группа включает истерические, нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства. Субъекты с этими расстройствами часто производят впечатление театральных, эмоциональных и сумасбродных. Вторая группа, за исключением, возможно, пограничных расстройств, может быть охарактеризован концепцией об экстраверсии Карла Юнга.
Третья группа включает личностные расстройства в виде избегания, зависимости, а также обсессивно-компульсивные и пассивно-агрессивные. Лица с этими расстройствами часто бывают тревожными и испытывают страх. Третья группа может быть охарактеризован особенностью, которую Юнг назвал интроверсией.
Согласно DSM-III-R, у многих лиц обнаруживаются черты, которые нельзя отнести только к одному определенному расстройству, и если у больного отмечаются расстройства, отвечающие критериям более чем одного расстройства, следует обозначать каждое из них (с) из Методических указаний для студентов 5 курса лечебного факультета. РязГМУ им. акад. И.М. Павлова, 2013 год.
Тут просто подсчитывались сообщённые матерью и ребёнком симптомы расстройства, наблюдаемые на протяжении 1-2 лет.
По показателю враждебности:
Тут опрашивались участники в возрасте 18, 21 и 25 лет. Использовалась субшкала враждебности SCL-90 (есть такая в психиатрии), позволяющая оценить враждебные мысли и поведение.
В этой шкале шесть пунктов:
- лёгкое раздражение/раздражение
- вспышки неконтролируемого гнева
- побуждения наносить кому-то побои, ранения, травмы
- побуждения ломать и портить вещи и мебель
- частые побуждения спорить до развернутого конфликта
- крики и разбрасывания вещей
По каждому пункту участник исследования должен был рассказать, насколько его беспокоил этот симптом в течение последнего месяца.
Оценки устанавливались по трёх-балльной шкале (не совсем, немного, много). Соответственно, для каждого участника в каждом возрасте высчитывался суммарный балл по каждому из шести пунктов.
Соответственно, по полученным баллам был выведен средний балл враждебности за период 18-25 лет.
Давайте ещё несколько анализируемых факторов здесь разберём, а результаты на вторую статью оставим.
Социально-демографический фактор
- Возраст матери на момент рождения ребенка. Это совсем не глупый вопрос, даже в наше время. Ведь чем старше мама, тем она тревожнее, мнительнее и тем больше склонна к гиперопеке, порой даже агрессивной. Это правда, девочки, мы все с возрастом становимся такими в той или иной степени. Молодые мамы проще относятся к своему материнства.
- Отцовское образование на момент рождения ребенка. Оценка по трём баллам: 1- отец не окончил среднюю школу; 2 - отец имел среднее образование (средняя школа); 3 - отец получил высшее университетское образование.
- Уровень жизни семьи (0-10 лет). Ежегодно оценивалось материальное благополучие семьи по 5-баллам с использованием рейтинга интервьюеров. Потом эти рейтинги суммировались за десять лет и делились на десять, чтобы дать оценку типичного уровня жизни каждой семьи в течение каждого года этого периода.
- Социально–экономический статус семьи (при рождении и в возрасте 14 лет). Это у них, в Новой Зеландии есть шкала такая, по признаку профессии отца семейства (6 уровней).
- Функциональность семьи. Что туда входило: неблагоприятная генетика у родителей, плохие перинатальные исходы в анамнезе, неблагополучная беременность у мамы, зппп, неблагоприятные условия жизни для детей в данной семье.
Также алкоголизация, употребление наркотиков, проблемы с законом у родителей.
На основании такого изучения семейного анамнеза наших исследуемых было получено:
11,9% имели родительский анамнез алкоголизма/алкогольных проблем, 12,4% имели родительский анамнез криминальных правонарушений
24,9% имели родительский анамнез незаконного употребления наркотиков.
Также когнитивные способности детей оценивались в возрасте от 8 до 9 лет с использованием Пересмотренной шкалы интеллекта Векслера для детей (WISC-R).
Ну, что? Что-то мы наконец-то родили. Спасибо вам огромное, что дочитали статью до конца. Исследование большое, многолетнее. В следующем выпуске мы разберём с вами результаты всего этого безумия.
Так, что не скучаем, подписываемся на канал, ставим лайки и наслаждаемся летом вместе со мной.
Так же огромное спасибо тем подписчикам, которые поддерживают меня через сервис yoomoney🤗👊👍✊🤝👏. Ещё раз - всем хорошего лета и отличного настроения. Пока!