За океаном, наверное, историю Вяльцевой назвали бы типичным воплощением «американской мечты». Из ученицы в ателье дамского платья Настя Вяльцева превратилась в ослепительную звезду первой величины, одну из богатейших женщин страны. В историю русской эстрады она вошла как создательница своего особого жанра – приблизительно того, что сейчас мы называем эстрадной песней, поп-музыкой.
Звонко, на всю улицу, выкликает фабричная красотка, как «едет парочка вдвоем», и ущемлено много сердец звонкою трелью, и глядят в глаза красотке, не наглядятся. Это Вяльцева ходит, подбоченившись, по фабричной улице в праздничный солнечный день в новом сарафане с красной шелковой ленточкой в косе и в козловых башмачках, ходит, звонко голосит на всю фабричную улицу:
– Эй, люди добрые, какая я веселая!.., –
так описывал свои впечатления от искусства знаменитой певицы критик газеты «Обозрение театров» в 1910 году, скрывавшийся под псевдонимом «Старый Воробей». Для основной массы поклонников она была именно такой.
Те, кто мог позволить себе очень недешевые места в партере на ее концертах, хотели видеть и видели другую Вяльцеву:
Блестят глаза, блуждают улыбки, – женщины мысленно откидывают длинные блестящие шлейфы, с улыбкой поднимают руки, казнят неблагодарного и уже готовы к прощению. Мужчины вдыхают аромат сцены и выхоленного женского тела, молят о прощении и с наслаждением прислушиваются к шелесту платья, украшенного ... на пятьсот целковых. Вздыхают скрипки в оркестре, электричество ослепительно сияет. «О, дайте мне минуты восторга и любви! Человек, шампанского! Да здравствует вино и любовь!..
Это делится своими впечатлениями от концерта певицы журналист газеты «День».
Представителям творческой богемы, деятелям культуры она была близка по-своему – Илья Репин, например, писал:
... я услышал впервые ее голос в граммофоне... так вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением рая!.. Нет, это не выразить никакими словами, это надо слышать собственными ушами, это незаменимо своей неизъяснимой красотой!.. Велик граммофон!..
«Я пою то, что понятно всем», – раскрыла секрет своего успеха знаменитая артистка в одном из интервью.
В начале прошлого века Анастасия Дмитриевна Вяльцева – признанный кумир, законодательница мод. Ее граммофонные пластинки расходятся по всей Империи, ее имя – на всех афишах. Ее интервью обсуждаются во всех приличных домах, ее мнением интересуются, с ней советуются, ей во всем подражают, о ней говорят.
В Париже появилась новая мода – «вальс с поцелуями». Это был обыкновенный парижский вальс, но пикантность ему придавало особое правило – во время танца партнеры должны были целоваться непременно. Русские газеты негодовали и устраивали опросы общественного мнения, результаты которых помещали на своих страницах. А у кого же было спрашивать про нововведение, как не у Анастасии Дмитриевны?
Вальс с поцелуями – новый модный танец, вызвал бурю протестов в Европе и в Америке. Немцы нашли публичный поцелуй безнравственным, американцы – даже опасным в гигиеническом отношении. И там, и там вальс воспрещен. Доктор Басс говорит, что демон поцелуя для того, чтобы наполнить ад, делает больше, чем какой-нибудь другой сатана. В русской жизни поцелуй часто заменяет рукопожатие: люди при встрече лобызаются по два-три раза. Кого только не перецеловал покойный И. Ф. Горбунов при встрече! Каждого он целовал раза по три.
Актеры вообще охотники целоваться. Русские романсы пересыпаны поцелуями... «Зацелуй меня до смерти», «Поцелуем дай забвенье», «Забыты нежные лобзанья» и пр..
На сцене у нас целуются вовсю, и никого это не шокировало, никого не возмущало, ни публику, ни артистов.
Вальс с поцелуями поднял снова вопрос о поцелуях на балах.
Конечно, не совсем-то ловко молодым девушкам публично целоваться с кавалерами на балах!
Когда приедет к нам в Петербург вальс с поцелуями – не знаю, но думаю, что ждать себя он не заставит. Послушаем, кто что говорит о танце с поцелуями и кто против него. Однако, какое время! Барышни целуются, певицы поют без трико! Послушаем, что говорят о поцелуях петербуржцы:
А. Д. Вяльцева.
Наша талантливая исполнительница цыганских романсов является, как можно заключить из ответа на нашу анкету, горячей защитницей обычая поцелуев:
– Если говорить о поцелуях на сцене, то целоваться действительно или нет, всецело зависит от характера и взгляда артистов.
Поцелуи же публичные на балу во время танцев, как это и было в Париже в «вальсе поцелуев», это не красиво и не принято, я лично не целовалась бы при таких условиях.
Что касается до вреда поцелуев с гигиенической точки зрения, то, по-моему, это ерунда.
Вредить поцелуй не может.
Ведь, если вы видите нечистые или большие губы, то и сами целоваться не будете.
К тому же, случаи заразы от поцелуев крайне исключительны, да и трудно установимы.
Я лично крепко стою за поцелуй, и уничтожение его, если оно только возможно, было бы печально.
Поцелуй ведь выражает дружбу, братство, любовь.
О том, что поцелуй есть выражение только чувственности могут говорить циники и из зависти, люди уже отжившие.
Вспомните, поцелуй освящен столетиями!
«Петербургская газета», №159, воскресенье, 13 июня 1910 года.
Боже мой!
Какие проблемы интересовали наших прапрабабушек!
Какие вопросы решали наши прапрадедушки!
Ваше мнение, дорогие читатели? А, особенно, читательницы?
И что, это действительно так – против поцелуя люди уже отжившие? Или есть еще порох в пороховницах, особенно, когда седина – в бороду?
В комментарии, пожалуйста!!!
Не забудьте, будьте так любезны, поставить лайк (большой палец вверх)!!
И, кто еще не подписался на «Жизнь артиста в Дзене» – милости просим!!!