Сначала зарегистрируйтесь в налоговой. Придется выбрать — как индивидуальный предприниматель (ИП) или как общество с ограниченной ответственностью (ООО). У каждого из этих решений есть своя специфика, свои плюсы и минусы, о которых можно говорить очень долго. Но если коротко, оформить ИП проще и дешевле, вести бизнес по нему можно в любом городе (тогда как в случае ООО работать можно только там, где оно зарегистрировано, а в других городах придется регистрировать филиалы), штрафы меньше, нет обязанности вести бухучет и выводить деньги со счета компании легче. При этом владельцы ИП отвечают по долгам своим имуществом (а не уставным капиталом, как владельцы ООО), могут быть собственниками только в одиночку (у ООО может быть несколько собственников) и имеют ограничения по сферам деятельности.
Вот примерный список документов, которые понадобятся для открытия большинства офлайновых магазинов (полный будет зависеть от того, ИП вы выбрали или ООО, сколько сотрудников планируете нанять и других факторов):
- Документ о регистрации ООО или ИП
- Расчетный счет (для ИП это не обязательно)
- Печать (для ИП это не обязательно, а для ООО обязательно, только если она указана в уставе компании, — но с ней удобнее)
- Договор аренды помещения
- Соглашение о вывозе мусора
- Образцы трудовых договоров, должностные инструкции
- Журналы проведения противопожарного инструктажа
- Медкнижки сотрудников
- Разрешение на установку рекламы (если вы планируете ее устанавливать)
Список документов будет гораздо длиннее, если вы планируете продавать продукты или алкоголь. Так, во втором случае понадобится еще и лицензия на торговлю алкоголем и регистрация в Единой государственной системе по учету алкогольной продукции (ЕГАИС).
Когда все готово, нужно будет получить два заключения: Государственного пожарного надзора (для этого потребуются поэтажный план БТИ, страховой полис объекта и договор о противопожарной сигнализации) и Роспотребнадзора (запаситесь санитарным паспортом объектов, перечнем товаров и их сертификатами).