22 июня отмечается скорбная дата − 80 лет с начала Великой Отечественной войны. По традиции к этому дню приурочен выход очередного военного фильма, за качество которого становится заранее страшно. Но сегодня я хотел бы вспомнить приятное исключение, вышедшую в прокат 11 лет назад − картину «Брестская крепость». Заодно предлагаю своим читателям порассуждать над тем, почему настолько качественных и правдивых фильмов в стране, победившей фашизм, сегодня выходит так ничтожно мало.
О героической обороне Брестской крепости в разное время было снято еще два фильма: «Бессмертный гарнизон» 1956 г по сценарию Константина Симонова и великолепная военная драма 1995 г «Я - русский солдат» по повести Бориса Васильева «В списках не значился». Сравнивать эти три картины дело неблагодарное. Каждая из них эмоционально и правдиво повествует о подвиге советских граждан, принявших на себя первый удар фашистских захватчиков.
Но снятый в 90-е фильм − это история одного человека, хоть и являвшегося собирательным образом. Для тех, кто не в курсе − вероятным прототипом Николая Плужникова является безымянный красноармеец, который больше 10 месяцев оказывал сопротивление в уже захваченной врагом крепости.
Фильм 2010 года − это художественная кинохроника, с документальной точностью воссоздающая трагические события первых дней войны и показывающая бессмертный подвиг защитников Брестской крепости, заставивших фашистов впервые усомниться в своей непобедимости.
В фильме Александра Котта сложно выделить главного героя. Условно им можно считать Сашку Акимова − еще одного собирательного персонажа, от лица которого ведется повествование. Другими ключевыми фигурами являются уже реальные люди, сумевшие сплотить уцелевших защитников крепости и дать ожесточенный отпор врагу: майор Гаврилов, полковой комиссар Фомин и начальник 9-й погранзаставы Кижеватов.
Актеры, подобранные на эти роли, даже внешне поразительно похожи на своих прототипов. Особенно Андрей Кижеватов в исполнении Андрея Мерзликина. А Павел Деревянко, воплотивший на экране образ Ефима Фомина, приятно удивил еще отличной актерской игрой. Но «Гитлер капут!» я ему все равно не прощу.
Нельзя не отметить и отличную актерскую игру Александра Коршунова. Его майор Гаврилов получился именно таким, каким и должен быть: волевым, честным, преданным своему делу, способным без малейших колебаний пожертвовать собой, но не теми, кому отдает приказы. Я боюсь представить, чего бы наворотили некоторые из наших киноделов, доверь им снимать сериал или фильм конкретно про этого человека. Наверняка упрятали бы за решетку на несколько годков по личному распоряжению тирана всея СССР.
К счастью, подобной клюквы в «Брестской крепости» нет. Как нет и упырей-комиссаров, отстреливающих дезертиров. Нет добреньких фашистов, стыдливо отворачивающихся от зверств, творимых соратниками. Есть, правда, вечный особист Анатолий Кот, но в роли немецкого диверсанта.
Батальные сцены в фильме смотрятся внушительно. Особенно ярко врезался в память момент, когда защитники крепости бросаются врукопашную, отбиваясь всем, что подвернулось под руку, вплоть до саперских лопаток и табуреток. Но не потому, что на двоих солдат положена одна винтовка, а потому, что арсенал завалило.
Есть в фильме и очень тяжелые сцены, которые без содрогания и подступающей к горлу тошноты смотреть невозможно. Вспомнить хотя бы эпизод, в котором немецкий танк буквально перемалывает гусеницами трупы защитников крепости. Благо крупным планом это не показывают, но весь ужас происходящего на экране ты осознаешь в полной мере. И понимаешь, что люди, способные на такое, прощения не заслуживают.
В плане детализации «Брестскую крепость» уже успели и похвалить , и поругать. В частности, припомнили огнеметный танк, который на вооружении гитлеровцев появился только в 1942 году. Я на этом внимание принципиально не хочу заострять. Главную задачу, на мой взгляд, фильм выполнил − показал, какой ценой была добыта победа в этой страшной войне. Та победа, которую сегодня и за рубежом, и у нас в стране пытаются обесценить.
К большому сожалению немалую лепту в этот процесс вносит и само государство, раз за разом спонсируя откровенно лживые и предательские киноподелки. Помимо «Брестской Крепости», удачным примером современного фильма о ВОВ могу назвать разве что «28 панфиловцев». Но об этом в другой раз. Благодарю за внимание и до новых встреч на моем канале.