Нормативные кризисы. Динамика.
Нормативные кризисы взрослых периодов имеют ряд особенностей.
1. Возникают реже, так как темп психического развития с возрастом снижается.
2. Они не имеют жесткой привязки к хронологическому возрасту.
3. Протекают более осознанно и преимущественно во внутреннем плане.
Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают:
1. Кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года);
2. Кризис 30 лет;
3. Кризис середины жизни (40-45 лет);
4. Кризис (50-55 лет);
5. Кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию.
Этапами прохождения через нормативные кризисы занимался Дэниель Дж.Левинсон, американский психолог, один разработчиков теории авторитарной личности и один из основателей направления в психологии развития — положительное развитие взрослых.
1 этап. Человек не удовлетворен текущей жизненной ситуацией. Но не может или не хочет это осознавать, могут проявляться признаки депрессивных или субдепрессивных расстройств, возможны психосоматические симптомы.
"– У тебя какие-то трудности, верно ведь? Ты ни на чем не можешь сосредоточиться. Наговорил с три короба, но, мне кажется, ни разу не подумал о том, что у тебя есть собеседник. Тебе что-то мешает. Что? Тут я могу строить догадки. Но почему? Никаких догадок. Ты куда-то все время ускользаешь, Дуглас, и тебе на все более или менее наплевать. Меня это беспокоит.
– Стоит ли беспокоиться по пустякам.
– По-прежнему балуешься на стороне?
– Я никогда не говорил с тобой на эти темы, Майк. Почему ты спрашиваешь?
– Потому что ты мне небезразличен. Когда мы впервые встретились, ты был неутомим и напорист и, хоть об этом помалкивал, готов был не жалеть усилий, дерзать, мир готов был перевернуть, помериться силами с кем угодно, добиться известности; в тебе была чистота и простодушная мощь, которую дураки принимают за глупую наивность. А посмотри на себя теперь.
– Верно." (Мэлвин Брэгг. Земля обетованная).
2 этап. Личность обращает внимание на свои сложные чувства, пытается прояснить их для самого себя, размышляет, анализирует, признает свое разочарование, свое неудовлетворение. Человеку важно понять себя, узнать о себе больше, разобраться.
"Чем больше я о себе знаю, тем больше могу себя реализовать, тем более многоцветной и многогранной станет моя личность и тем богаче будет мой жизненный опыт." (Джеймс Холлис. Перевал в середине пути).
3 этап. Чувства, которые ранее были в большей или меньшей степени подавлены, а теперь стали явными и обрели свое выражение, связываются с какой-то конкретной ситуацией. Человек выделяет зону активных изменений, которые считает необходимыми и важными. Так жить нельзя, надо что-то менять.
"- Ты погоди, - мрачно пообещала мама, - Ты еще узнаешь, какими бывают мужчины.
- Вообще-то я уже... - начала было я.
- Я ухожу, деточка, - оборвала она меня, - я иду к своему любовнику.
В два часа дня у моих дверей появился папа, с аккуратно сложенным "Воскресным Телеграфом". Не успел он усесться на диван, как лицо его сморщилось и по щекам потекли слезы.
- Она стала такой, с тех пор как съездила в Албуфейру с Уной Альконберри и Одри Колс, - всхлипывал он, вытирая глаза кулаком. - Когда она вернулась, то принялась говорить, что желает получать деньги за всю домашнюю работу и что она испортила себе жизнь, вкалывая на нас, как рабыня. - (На нас? Как рабыня? Так я и знала. Это я во всем виновата. Если бы я была более сознательным человеком, мама не перестала бы любить папу.)" (Хелен Филдинг. Дневник Бриджет Джонс).
4 этап. Производится выбор дальнейшего пути. Надо решить, что с собой взять в "новую жизнь", а что оставить позади.