История железных дорог России насчитывает уже более 180 лет. По протяженности стальной магистрали страна занимает третье место в мире. Два предыдущих столетия могут похвастаться знаковыми проектами: и в Российской империи, и в СССР были построены десятки тысяч километров. Можно не сомневаться, что и 21 век заявит о себе в этом отношении.
На карте железных дорог еще достаточно белых пятен, которые в скором будущем могут быть заполнены новыми протяженными линиями. Одним из перспективных проектов является строительство дороги от сибирского города Усть-Илимск (Иркутская обл.) до Нижневартовска (Ханты-Мансийский АО). Сегодня обе станции являются тупиковыми.
Вопрос о прокладке маршрута, соединяющего регионы Урала и Сибири севернее Транссиба, обсуждался еще в середине прошлого столетия в рамках проекта Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. В 1980-х рассматривалось несколько вариантов пути, два из которых предполагали соединение вышеупомянутых городов через Колпашево, Белый Яр и Лесосибирск. Отличались они лишь дальнейшим маршрутом в западном направлении от Нижневартовска. В то время было поручено провести камеральное трассирование, но до распада СССР реализовать планы по строительству не успели.
К обсуждению темы вернулись в 1990-х, единого мнения о необходимости СевСиба тогда не было, и в инвестпроект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», как предполагалось изначально, дорога не вошла. Хотя ряд экспертов, включая сотрудников Сибирского отделения РАН, выступали за реализацию проекта. Отмечалось, что новая магистраль поспособствует хозяйственному освоению целого ряда территорий Сибири и южной Якутии, а также разгрузит Транссиб, грузопоток по которому с годами будет только расти. Плюс акцентировалось внимание на военно-стратегическом значении магистрали.
В результате было принято решение включить дорогу в Стратегию железнодорожного транспорта до 2030 года, причем в урезанном варианте — от Усть-Илимска до Нижневартовска, без продолжения на Запад. Разработкой проекта должны были заняться в 2016 году, а само строительство, как заявлялось, начнется после 2020 года.
В декабре 2017-го эта тема обсуждалась во время встречи губернатора Ханты-Мансийского АО Натальи Комаровой и главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова. Руководитель региона попросила собеседника инициировать в Минтрансе РФ вопрос о строительстве магистрали. На следующий год власти Томской области поднимали тему проекта с руководством РЖД и вновь говорилось о реализации планов после 2020 года.
Будет ли построена дорога в текущем десятилетии, сказать пока сложно. Вопрос остается открытым, а у проекта по-прежнему есть как сторонники, так и противники. Если говорить о финансовой стороне, то, по предварительным данным, строительство линии протяженностью почти 2 тыс. км со всей сопутствующей инфраструктурой может обойтись не меньше, чем в $15 млрд.
Читайте: Дорога длиной в десятилетие: крупный железнодорожный проект Сибири снова отложен