Радислав Репин Советник VERSUS.legal, магистр гражданского права (СПбГУ), преподаватель кафедры гражданского права и процесса НИУ ВШЭ (СПб)
Всем привет!
Спешу сообщить, что я запустил свой телеграм-канал "Всё идёт по праву". Первая публикация в нем посвящена вопросу взаимодействия процессуальной формы и материальных отношений.
Коллеги из Право.ru обратили мое внимание на два дела об индексации, которые будут рассматриваться Верховным судом (ссылки на дела: первое и второе).
1. Общая фактура
Представим, что в 2018 г. Иванов (продавец) и Петров (покупатель) заключили договор купли-продажи. В том же году Иванов добился присуждения Петрова к уплате покупной цены.
1.10.2019 изменилась ст. 208 ГПК. Согласно ее новой редакции индексация присужденных денежных сумм теперь допустима только тогда, когда о ней договорились или на нее есть указание в законе. Увы, в данном договоре такого условия не было. Закон для этого случая также судебную индексацию не предусматривает.
Может ли сейчас Иванов произвести индексацию своих денежных требований из договора?
Сохраним ли мы для данного договорного отношения прежнее (дореформенное) регулирование ст. 208 ГПК?
2. Природа индексации
На институт индексации следует посмотреть сначала глазами материалиста, а затем процессуалиста.
С точки зрения материального права под индексацию подпадают две группы случаев.
Группа 1: должник не исполнил просуженное против него денежное требование. Как следствие, у кредитора возникли убытки от обесценения денег. Должник несет ответственность - он обязан возместить их.
Группа 2: законом или договором прямо предусмотрено, что объем определенного денежного обязательства может быть увеличен или даже уменьшен преобразовательным судебным актом при руководстве такой величиной как индекс потребительских цен (например, ст.ст. 318 и 1091 ГК). В этом случае речь уже не идет об ответственности должника за неплатеж. Такое изменение возможно и тогда, когда должник исправно исполняет все обязанности.
Новеллы ст. 208 ГПК ничего не изменили в материально-правовой плоскости. Все как было, так и осталось.
Посмотрим теперь на процесс.
С позиций процессуального права индексация – это особая (упрощенная) процессуальная форма для принудительного осуществления указанных выше материальных притязаний. Это «мини-исковой» процесс (как, например, процесс по взысканию судебных расходов).
До 1.10.2019 для реализации данных материальных притязаний этой формой могли воспользоваться все.
Однако после 1.10.2019 ситуация изменилась: судебная индексация как упрощенная процессуальная форма оказалась недоступной для тех притязаний, по которым она не предусмотрена договором или законом. В этих случаях остается только идти по пути общего искового процесса.
Главным образом, конечно, это негативно отражается именно на первой группе притязаний.
3. Мнение
С одной стороны, до изменения ст. 208 ГПК стороны заключали договор при определенной нормативной реальности. 1.10.2019 законодатель ее изменил и тем самым негативно воздействовал на договорные притязания, на имевшуюся у них упрощенную процессуальную форму защиты.
Это может быть похоже на произвольное вмешательство власти в частную автономию. Поэтому велик соблазн применять не ч. 3 ст. 1 ГПК, но именно п. 2 ст. 422 ГК и, как следствие, сохранять данную упрощенную процедуру для тех, кто заключил договор до реформы.
С другой стороны, законодатель не лишил истцов защиты полностью – достигать целей индексации можно и в общеисковом порядке. Материальные притязания никуда не делись, исчезла лишь одна из двух возможных процессуальных форм их реализации. Да, упрощенная по ст. 208 ушла, но общая исковая осталась.
Кроме того, применение логики п. 2 ст. 422 ГК к процессуальным формам может оказать разрушительное воздействие на институциональные начала процесса. Может получиться так, что в одном зале будут применяться одни процедурные правила, а в другом – иные. Представьте, что завтра будет отменено приказное производство по определенным видам требований. Неужели частное лицо, получившее договорное требование до таких изменений, сможет требовать от суда выдачи приказа?!
Таким образом, я полагаю, что если нет указаний в договоре или в законе на судебную индексацию как на процессуальный институт, то использование формы ст. 208 ГК оказывается невозможным. Даже если договор был заключен и присуждение состоялось до 1.10.2019.
Посмотрим, что на это скажет Верховный суд.
P.S.
Интересные заметки из глубин процесса рекомендую читать на ТГ-канале Дарии Жестовской, юриста VERSUS.legal, консультанта ИЦЧП.
#versus.legal #versus.notes #индексация #суд #иск #возмещение убытков #действие закона во времени