Обращайся к данным
– Взгляните на данные после их получения (например, при загрузке из файла) и после обработки вашей программой, – подсказывает преподаватель.
– Надо обязательно "пощупать" обрабатываемые данные, узнать, например, одна или много строк в текстовом файле, содержащем миллион символов. Если объём данных слишком большой, сделайте выборку из начала и конца, например, с помощью срезов в Python. При любой возможности и наличии времени попытайтесь найти способ проверить ответ другим алгоритмом или программным средством.
Используй не один язык
Олег Шилов считает, что нужно помнить о возможности работы с разными языками программирования.
– Сотрудничайте с компьютером, – советует он. – Перекладывайте все повторяющиеся рутинные операции на программу, а творческую работу оставьте себе. Выбирайте инструмент в зависимости не только от задания, но и от конкретных данных, в особенности их количества. Вам необязательно использовать один язык программирования. Если какое-то задание можно решить лучше на другом языке или в другой программе – используйте их!
Будь внимателен
Педагог вспоминает одну из самых частых и обидных ошибок выпускников – невнимательность.
– Нужно очень внимательно читать задания и отвечать строго на вопрос в указанном формате, а если результат должен содержать несколько чисел, то вводите их именно в том порядке, в каком требуется. Частая и обидная ошибка, обнуляющая результат, – перепутать местами числа в ответе. Да и вообще очень многие промахи ребята совершают из-за невнимательности. Наверное, так происходит на любых экзаменах.
Не бери шпаргалки
– Шпаргалки вам не нужны: это усилит стрессовую ситуацию, – уверяет Олег Шилов. – На самом деле все шпаргалки, которые нужны для экзамена по информатике, у вас уже есть. Если выпускник не знает, какой командой или операцией надо пользоваться, он всегда может совершенно законно посмотреть исходный текст тех модулей, которые входят в стандартную поставку, например, Pascal или Python. В неё входят, например, текстовый редактор, компилятор, редактор связей, библиотеки стандартных функций.
Мобилизуй свои навыки
Поскольку учить что-то новое уже некогда, важно мобилизовать все свои умения.
– Не забывайте, что, если вы умеете программировать даже на одном языке, с помощью него уже можно написать любую программу, – считает эксперт. – Главное – думать как исполнитель алгоритма, войти в его образ. При этом, когда вы "прогоните" этот алгоритм вместе с выполнением на компьютере, а потом – на себе как на исполнителе, получите необходимый результат, убедитесь, что этот результат может быть правильным, – только тогда задание можно считать выполненным.
Не забывай о математике
Олег Шилов рекомендует не отделять информатику от математики.
– Информатика процентов на 80 состоит из математики, – напоминает преподаватель. – Вспомните основы математики, логику, комбинаторику, свойства натуральных чисел, простейших последовательностей, математические алгоритмы и так далее. Доведите до совершенства написание базовых алгоритмов.
Смотри на правила
Педагог рассказывает о новых правилах проведения экзамена.
– Помните, в информатике не прощается даже малейшее отклонение результата от эталонного значения. Важен каждый бит. Есть ещё один важный момент: в этом году выпускники будут полностью сдавать экзамен на компьютере, так что задания вы увидите только на экране, бумажную распечатку не дадут. Это значит, что задания с графами и базой данных придётся или переписывать на черновик (не стесняйтесь просить дополнительные листы, если один закончился), или рисовать мышью задания на скриншоте, скопированном в Paint.
Помни о проверках
– Ошибочно надеяться на то, что написанная программа с первого раза сразу выдаст правильный результат, – говорит Олег Шилов. – Программы нужно обязательно тестировать на контрольных примерах, то есть прямо во время написания проверять, правильно ли у вас всё работает. Вдруг программа выдаёт не те числа: например, вам надо генерировать простые, а она выдаёт составные. В результате, естественно, решение задачи будет неправильным. Тут более чем подходит поговорка "Семь раз отмерь – один отрежь".