Моя бабушка была отдана замуж в 16 лет. В 20, когда началась война- у неё уже было два сына -погодки. Муж офицер-пограничник. они "служили" в Бресте. В той самой, печально известной крепости.
Где-то за неделю до начала войны к ним в гости приезжала бабушка, мама мужа, забрала старшего внука, Федю- с собой.
Звала и мою бабушку с младшим, та ехать отказалась, у мужа с первого июля отпуск, мы вместе приедем!
Не приехали, началась война.
Говорят из той крепости никого не успели эвакуировать.
Моя бабушка рассказывала про три грузовичка, в которых спешно пытались вывезти жён и детей.
Ничего не дали собрать, она на ночнушку кофту накинула, да сына в пелёнках покрепче к себе прижала.
Может та вязанная зелёная кофта и спасла ей жизнь.
По дороге грузовики попали под бомбёжку. Первым встал головной, следующим загорелся тот, что сзади... Они с сыном были на том грузовике, что в середине. Люди естественно попрыгали из кузова в рассыпную, она тоже побежала, споткнулась и упала в кювет, небольшую канавку отделавшую поле от дороги.
Кругом- поле. Самолёты-низко-низко, крики, свист пуль из пулемётов.
Наверно тога она одна осталась жива. Уж не знаю, не заметили её летчики, в траве и в зелёной кофте, или просто посчитали что на неё уже можно силы не тратить. Сколько так лежала-она не помнит, уже долго было тихо, когда она наконец решилась схватив ребёнка добежать до леса.
Рассказывала, что в кармане кофты обнаружились два кусочка сахара, который она потом делила с сыном...
Потом оказалось что семью свёкров, куда она мечтала дойти-расстреляли, как коммунистов. с Феденькой ей уже не довелось встретится.
Моя бабушка стала славной партизанкой, с мелким ребёнком на руках. Листовки, информация, бинты, долгие пешие переходы. Этот ребёнок ни раз спасал ей жизнь, немцы принимали её за обычную крестьянку, а не за партизанку. Рассказывала как однажды шла с листовками в город и её остановил патруль. Один не молодой немец забрал малыша потетешкаться, чем-то угощали её, а она только думала- не дай Бог зашуршит бумага в пелёнках! В детском подгузнике были листовки. Я помню этот её рассказ- "хоть убей, не помню чем угощали, ела и вкуса не чувствовала, от страха."
Я не представляю, что она пережила, на самом деле. Голод и холод, жару и жажду. Пелёнки сушила на себе, обернув вокруг тела. И не заболела не разу. И ребёнок понимающим оказался, не плакал и отряд своим присутствием не выдавал.
Он потом вырос, и стал моим крёстным. Старший брат моей мамы, младшей девочки в семье.
Моя мама родилась потому что он выжил. Он сам выбрал себе "нового" папу, после войны кинулся в ноги моему будущему деду с криком "папа!" Заставил познакомиться со своей мамой) На удивление хорошая семья получилась, троих общих детей родили, мою маму- когда бабушке уже за сорок было.
С победой нас что-ли? Спасибо им, тем, кто победил и выжил, без вас не было бы нас.
1