О истребителях Як, хранящихся там, где их изготовили.
В представлении обычного человека именно «Як» в первую очередь ассоциируется с советским истребителем времён Великой Отечественной войны. Это уже давно символ, как и «тридцатьчетвёрка», как и ППШ.
При этом имеется парадоксальный факт – советский ас номер один, Иван Кожедуб, воевал на Ла-5 и Ла-7. Правда, идущие за ним другие «лучшие из лучших» – например Речкалов, Гулаев, Глинка, Покрышкин – прежде чем пересесть на лендлизовские «Аэрокобры», летали именно на Як-1. (А, скажем, Владимир Лавриненков, у которого 448 боевых вылетов, 36 сбитых лично и 7 в группе, вообще успел освоить и И-15бис, и Як-1, и Як-7, и «Аэрокобру», и Ла-7). Однако мы поговорим именно о истребителях Як.
Если очень кратко, крупными малярными мазками, без рассмотрения модификаций, серий и подсерий, то «дерево развития» истребителей Яковлева можно представить так.
(Кстати, слово «дерево» здесь не случайно. Истребители были вполне «деревянные» по материалам изготовления).
В 1940 году, из двигателя и его мотогондолы яковлевского двухдвигательного лёгкого бомбардировщика ББ-22 (он же Як-2) сделали однодвигательный истребитель Як-1, приделав к ним крыло, оперение и кабину пилота. Шутки шутками, а такой «легендарный» подход к истории имеется, я его почти буквально процитировал.
В общем, в 1940-м появился новый истребитель, Як-1. Который выпускали до 1944 года. (Последняя массовая партия, 62 самолёта, была готова в июле 1944-го, самый последний экземпляр, одна штука – в октябре того же года). Общее количество – почти девять тысяч самолётов.
На основе Як-1 тут же сделали двухместный учебно-тренировочный самолёт. (Предназначался он не только для обучения на Яках, тогда никаких других учебных самолётов «нового типа» не имелось). Этот двухместный учебный самолёт после начала Великой Отечественной быстренько, с минимумом переделок, превратили в одноместный боевой истребитель. Так в 1941-м получился Як-7. Которых построили весьма немало, шесть тысяч штук.
В производстве Як-7 продержался до конца 1942 года, когда был сменён разработанным на его основе истребителем Як-9. Который уже лишился всего своего «учебного прошлого». Правда, в наследство от двухместности остался закабинный отсек, в котором, как пишут, при перебазировании с аэродрома на аэродром, могли не только какое-нибудь имущество перевезти, но и кого-нибудь из наземного персонала. Як-9 стал самым массовым советским истребителем времён войны – их построили четырнадцать с половиной тысяч. (И ещё две тысячи после войны, вплоть до 1948 года).
В начале 1944 года от Як-1 ответвилась ещё одна линия – лёгкий истребитель Як-3. Он был меньше, легче, манёвреннее, быстрее своего предшественника… Зато и дальность полёта у него была невелика. Четыре тысячи самолётов сделали до конца войны, потом, до 1946 года, ещё почти тысячу.
«Головным» заводом по производству Як-1 был завод №292. Он же Саратовский авиазавод. Если в общих чертах, то на других заводах до войны производство Як-1 освоить не успели и вовсе не смогли. А потом уже и не пытались. (В 1940-1941 на подмосковном заводе №301 сделали сотню с небольшим самолётов, и всё). Так что с самого начала войны Саратовский авиазавод был единственным в стране заводом, производящем истребители Як-1. И оставался таковым вплоть до прекращения их производства.
Там же, на Саратовском авиазаводе, выпустили и большинство Як-3. На заводе №31 в Тбилиси – 1008 штук за 1944-1946, на заводе №292 в Саратове – 3837 самолёта за тот же период. Другие заводы Як-3 не выпускали.
До нынешних времён истребителей Як, собственно, как и иных самолётов Великой Отечественной, сохранилось крайне мало. И даже их макетов имеется не особенно много.
В Саратове, не смотря на то, что основное производство Як-1 и Як-3 велось именно здесь, этих самолётов практически не сохранилось.
В музее имеется один-единственный настоящий Як-1б. По исчерпании ресурса двигателя, этот истребитель отправили с фронта в музей ещё в 1944-м, в 1991-м из музея краеведения его перенесли в Музей боевой и трудовой славы.
В том же Музее боевой и трудовой славы с мая 2021 года стоит достаточно условный макет Як-3.
Лежат в этом музее и немногочисленные обломки Як-1, поднятые поисковиками в 2016-м. Ну и ещё в Саратове имеется монумент со скульптурным Як-3 у бывшего Саратовского авиазавода.
Не особенно густо, зато у сохранившегося истребителя Як-1б весьма любопытная судьба. У того Як-3, которого символизирует макет, судьба не менее любопытна. Но о них, и о трагической истории сбитого Як-1, как-нибудь в другой раз, отдельно и подробно, с фотографиями.