Найти тему
Social & History

Произведения "потерянного поколения": причина популярности

Оглавление

Эрих Мария Ремарк - один из самых знаменитых писателей XX века. Его книги стали любимыми нескольких поколений.

Эрих Мария Ремарк
Эрих Мария Ремарк

"Потерянное поколение"

Ремарка относят к писателям "потерянного поколения", и он действительно транслирует все ключевые идеи этого направления. Сам термин "потерянное поколение" появился впервые в эпиграфе к произведению Эрнеста Хемингуэя "И восходит солнце".

"Потерянное поколение возникает в связи с трагедией Первой мировой войны. Это была одна из тех войн, в которой стремились принять участие многие страны Европы. Многие видели в ней шанс на "перестройку" общества и человека, в результате чего настанет новая великая эпоха.

Как только прогремели первые выстрелы, молодых людей начали призывать на фронт. Одним из них был 18-летний Ремарк. Но после громких речей и лозунгов молодые бойцы встретили на войне кровь, грязь и боль, и почувствовали себя обманутыми. Возникло чувство разочарованности, ставшее основой всей литературы "потерянного поколения". Разочарование было тотальным: теперь не внушали доверия ни речи пропагандистов, ни общезначимые идеи и смыслы.

Главные темы потерянного поколения - война, фронтовые будни. Эти эпизоды Ремарк описывает жестко, без сентиментальности, героизма и прикрас. На страницах его книг можно найти страшные подробности военных действий: обстрелы, атаки, ранения и смерти. До него ещё никто не описывал войну так реалистично. Другая тема - послевоенная действительность, которая характеризуется невозможностью по-настоящему освободиться от войны, бессмысленным поиском своего места в мире, в котором всё, что ты умеешь - это стрелять и рыть окопы. "Потерянное поколение" потому и потерянное, что утратило веру в мир и пытается скрыться от него в дружбе, выпивке или любви. Но эта любовь всегда связана со смертью. Несмотря на счастье, которое переживают герои, их любовь никогда не может длиться долго или обречена на гибель.

Последний, но не менее важный мотив в литературе этого поколения - разрыв с обществом, к которому больше нет доверия. Человек больше не чувствует себя частью чего-то большего. Вся его надежда - на товарищей, которых он, чаще всего, встретил именно на войне.

"На западном фронте без перемен"

После войны Эрих Мария Ремарк занимался множеством работ, пытаясь попутно писать романы. Роман "На западном фронте без перемен" изменил как жизнь самого писателя, так и канон европейской прозы о войне. По словам автора, эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это лишь попытка рассказать о поколении, которое погубила война. Само название - это ирония над тем, как военная обстановка практически не менялась, но при этом перемалывались судьбы сотен тысяч молодых людей. Текст романа наполнен физиологическими подробностями и бытовыми реалиями. Например, здесь описывается сцена, где солдат забирает хорошие сапоги у мёртвого сослуживца: не пропадать же добру. Вместо рассуждения о сути войны полное непонимание происходящего.

-2

"Три товарища"

Третий роман Ремарка "Три товарища", который погружает нас в послевоенную действительность, хоть и не смог повторить успех прошлого романа "На западном фронте без перемен", но был наиболее близок к этому успеху.

Мы встречаем трёх друзей фронтовиков, которые пытаются выжить и сохранить простые человеческие ценности в мире, который только что пережил великую бойню. Отто, Готтфрид и Роберт вместе прошли войну, и дух боевого братства помогает им и в мирное время. Чтобы зарабатывать на жизнь, герои открывают автомастерскую. Они даже собирают повторно одну машину и ставят в неё гоночный мотор, которая обретает своё имя - Карл, и становится символом их дружбы. Но когда требуются деньги для помощи возлюбленной Роберта, товарищи продают её, ведь человек важнее вещи. Любовь показана читателю на примере отношений Роберта и Патриции. Она быстро вливается в их маленький, но крепкий союз и, по словам Готтфрида, создаёт атмосферу. Как только ей требуется попасть в больницу в Альпах, друзья срочно делают всё, чтобы ей помочь. Но дружба и любовь бессильны перед смертью.

Туберкулёз - главная болезнь послевоенного времени и символ смерти для потерянного поколения. Он становится эхом войны. Боевые действия уже закончены, но люди продолжают сражаться и умирать.

У каждого из друзей есть своя страсть: у Роберта - любовь, однако Патриция умирает, у Отто - бизнес, но автомобиль и мастерская проданы, у Ленца - политика, он ходит на митинге и борется против фашизма. И все они терпят неудачу.

-3

Секрет популярности Ремарка

Авторы потерянного поколения пишут о последствиях войны. Люди шли воевать за идею, они верили в возможность переустройства общества. Однако война сломала все их представления. Выжившие возвращались с ощущением того, что их одурачили, и не могли больше жить так, как раньше.

Война - то, что разрушает любые смыслы, поэтому после неё люди приобрели новую способность - эмоционально не окрашивать вещи, видеть их такими, какие они есть. Герои потерянного поколения никогда не являются носителями какой-то идеи, они ничем не интересуются, не хотят строить семью или карьеру, ничего никому не доказывают.

Смотреть на такой новый мир трезвыми глазами невозможно, поэтому в качестве спасения выступает алкоголь. Когда человек больше не может заражать себя идеями и смыслами, он заражает себя алкоголем, чтобы хоть как-то наладить связь с реальностью.

Хемингуэй сказал: "Интеллигентный человек иногда напивается для того, чтобы провести время со своей глупостью". При отсутствии у героев Ремарка идеалов они всё же обладают цельной и понятной системой ценностей: уважение к человеку, вера в дружбу и любовь, умение сохранять себя в любых обстоятельствах. Это необходимо нам всегда, что объясняет популярность литературы "потерянного поколения" и Ремарка.