Скажу сразу, опыт, описываемый далее, основан на семилетнем стаже преподавателя дополнительного образования, а именно преподавателя специальных дисциплин (изобразительное искусство).
Существует множество мнений о том, что преподаватели, учителя, педагоги (а, это, замечу сразу – разные понятия), не особо напрягаются в своей деятельности. Особенно часто слышны негативные отзывы от родителей детей в сторону учителя в общеобразовательных школах. Мол, приходится посещать репетиторов по предметам, несправедливо оценили ребёнка, в школе должны не только учить, но и воспитывать и т.д.
Про то, что было на момент дистанционного обучения вообще можно говорить часами. И, учителя, и дети, и родители попали в условия, к которым не были готовы. Возможно, часть здравомыслящих взрослых, во время карантина, поняла, на сколько сложен процесс обучения их детей, ну а другая часть просто низвергала потоки злости, агрессии и хамства в нашу сторону. Что уж говорить, если рост количества разводов на момент самоизоляции повысился в разы. Не каждый может коммуницировать в таких условиях, а в общении с ребёнком и вовсе зачастую всё идёт на самотёк.
Итак, по порядку. Учитель – это штатный сотрудник образовательной школы, который занимается преподаванием, какого либо предмета ученикам. Педагог – человек, деятельность которого направлена на обучение и воспитание учеников. Таким образом, педагог, занимается воспитанием и наставлением подрастающего поколения. Так же, учитель – это работник, который закончил педагогический колледж или вуз. Его задача развивать, доносить знания, применяя различные техники и методики. А, преподаватель, в основном, работает в средних специальных и высших учебных заведениях. У преподавателя нет необходимости заинтересовывать ученика, поскольку он работает с теми, кто уже осознанно выбрал профессию. Воспитательная функция в этом случае становится второстепенной. Преподавателю достаточно квалифицированно доносить материал и контролировать выполнение заданий. И, так как, конкретно я работаю в школе изобразительного искусства, я считаюсь преподавателем. Не учителем и не педагогом. Надеюсь, разница теперь видна отчетливо, и вопрос по воспитанию закрыт.
Хотя, ещё недавно люди нашей профессии столкнулись с новыми нововведениями, а именно законами (которые рассматривают и изменяют до сих пор). На данный момент мне присвоена первая категория, как преподавателю. Существует несколько уровней:
1. Соответствие занимаемой должности
2. Первая категория
3. Вторая категория
4. Высшая категория
Чтобы сдать на категорию, необходимо пройти ещё те испытания и «семь кругов ада»! Существует сайт, на котором после регистрации мы выгружаем все свои «заслуги». Сканы дипломов, благодарностей, грамот. Своих, своих учащихся, разных уровней (районные, областные, межрегиональные, всероссийские, международные), дипломы и сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации с количеством часов (не менее 16 кстати), и много ещё всего за пять лет. В этом процессе есть огромное множество подводных камней. Ну, например, если скан черно – белый, то обязательно должен быть заверен печатью организации. Статьи, публикуемые на сайтах или в изданиях, так же должны быть заверены. А, сайт… постоянно виснет и слетает. Ты можешь загрузить огромное множество документов, а завтра они уже просто исчезнут. Звонишь в службу поддержки, а там, либо никто не отвечает, либо очередное хамство. Ну, и конечно, у нас никто ничего не знает, как обычно.
Если твои выпускники поступили в высшие или средние специальные заведения, необходима справка с печатью. Куча приказов и документов, смысл которых я не знаю до сих пор, но предоставить их надо было обязательно. После этого, все эти документы ты в оригинальном виде формируешь в папку. И, не дай боже, если разложишь не по годам, и не в соответствующем порядке (были случаи, когда комиссия просто швыряла эту папку и ты набирал 0 баллов за неправильно уложенные файлы).
С горем пополам, с скрещенными на удачу пальцами, ты начинаешь готовиться к аттестации. Учить огромное, просто невероятное количество вопросов для итогового тестирования. Где рассматриваются вопросы педагогики, психологии, административные и даже юридические вопросы. В итоге, набираешь баллы за портфолио, за пройденный тест. И, возможно ты сдашь.
Я, считаю, что курсы повышения квалификации, конечно нужны. Но, многие думают, что дополнительное образование стало прибыльным делом, а учителя получаю свою зарплату просто так. Не спорю, информация быстро устаревает, появляются новые теории и факты, и, полученные знания двадцать лет назад уже не актуальны. Но, доводить до переквалификации каждые два года, тоже не совсем уместно. Каждые пять лет ещё куда ни шло… И, судя по тому количеству подготовки, которому я описала выше, это большой труд и стресс для любого человека.
Далее, программа. ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты. Программа, по которой мы работаем с детьми, программа, которая не пригодна для использования, но утверждена Министерством образования. Такое чувство, что составлял её человек, который мало, а то и вовсе не знаком с образовательным процессом, тем более, с категорией изобразительного искусства. Неуклюжие фразы, не логичные повторы, и, это лишь верхушка айсберга. Например, теперь, нельзя использовать слово «учащиеся», оно должно быть заменено словом «обучающиеся». Всё это похоже на возню, где одни слова заменили на другие, чтобы данная работа, отличалась от работы предшественников. Это ещё ничего, в сравнении с количеством часов, которые преподаватель обязан отработать, но при этом темы, которые мы должны изучить и рассмотреть с учащимися просто титанические, огромные, сложные. И, явно не умещаются в то количество часов, которое на них дается. Отсюда и походы к репетитору. Мы физически не можем дать всю информацию, которую должны, нам не хватает часов. И, даже, если мы адаптируем программу, этого будет не достаточно. Мы бы и рады дать больше, но согласно СанПину (санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях), мы не можем ни задержать обучающихся даже на 10 минут, ни провести дополнительное занятие, ни дать домашнее задание, больше, чем на определенное количество часов, и т.д. и т.п.
По опыту работы, могу с уверенностью сказать, что это противостояние и нестыковки, расхождения в стандартах и требованиях везде и всюду преследуют преподавателя. Они мешают давать качественное образование. Преподаватель сейчас, в большинстве своём занимается различного рода документациями, отчётами, статистиками, и бог весть знает, чем ещё. Всем, кроме образовательного процесса. И, это печально. Ну, и как здесь не разорваться?
Скажу конкретно за себя. Чаще всего отдаю предпочтение именно образовательному процессу, общению с детьми, передачей своих знаний, умений и навыков подопечным. Документы, которые необходимо было заполнить и отправить «ещё вчера» доделываю дома. Пытаюсь находить пути обхода системы и иные методики усвоения знаний. Вхожу в положение детей, зная, что в общеобразовательной школе на них давят ещё сильней. Вхожу в положение родителей, которые на равне с детьми пребывают в шоке от ФГОСов и ЕГЭ. Но, и здесь находятся не согласные.
Сейчас многие (не все) родители, да и дети, заявляют о своих правах. Существует конвенция о правах ребёнка, это закон о правах детей, о котором знают все учителя. Но, на данный момент родители либо слишком равнодушны к своему ребёнку, и тому, чем он занимается, либо весьма скандальны в любых отношениях с ребёнком или преподавателем. Обязанности классного руководителя, которым я являюсь, разнообразны, и не ограничиваются рабочим временем. Сюда входит взаимодействие с родителями.
К сожалению, у огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия. В понимании человека, если кто – то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, - такова логика агрессивного поведения. Другая возможная причина к конфронтации – неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители постоянно доказывают себе и окружающим, что они «достаточно хороши». От этого страдает только ребёнок. Но, и эти процессы, мы сглаживаем, и пытаемся решить проблему, а главное готовы сотрудничать в пользу ребёнка.
Как итог, не смотря на огромные минусы в системе образования, тяжёлую и ответственную работу, постоянные стрессы, «трудных детей и родителей», недостаточную оплату труда, у меня есть возможность сохранить свои знания, опыт и моральные качества, пусть не в сотнях, но в десятках детей. Которые, став взрослыми, будут делиться этими знаниями с последующим поколением. Возможно, та информация, которой я поделюсь, повлияет на выбор профессии человека, повлияет на стремление стать чем - то большим. Благодаря моей профессии я обладаю широким кругозором и постоянно развиваюсь, и в этом, отчасти заслуга моих учеников. Я вкладываю все силы и душу в них. Самое приятное, что греет сердце, когда твой подопечный достиг отличных результатов, научился рисовать на достойном уровне или поступил в высшее учебное заведение и связал свою жизнь с искусством, и, так же добился успеха в этой сфере.
За семь лет я прокачалась в таких качествах, как: терпение, лояльность, беспристрастность, справедливость, сострадание, чуткость. Преподаватель – это целый мир для ребёнка, совершенство владения своим предметом, индивидуальный подход и любовь к каждому ученику делают учителя учителем.
А, быть учителем, ой как не просто, а хорошим учителем ещё сложнее.