Всем привет!
Люди, пришедшие в Авиацию неслучайно, подтвердят, что лучшее время - это полеты. Суматошное, напряженное, забирающее много сил и эмоций, но настоящее, мужское, расставляющее все и каждого по своим местам.
Уже составлен качественный (а не как один, захотевший уволиться метеоролог доложил на предполетных командиру: "Товарищ командир! В районе полетов облачность три литра, на запасном пива нет!") метеопрогноз, плановые таблицы в разных вариантах погоды утверждены. Осталось слетать разведке погоды, чтобы подтвердить погоду на взлете-посадке, по маршрутам, эшелонам и зонам, и выбрать окончательную плановую таблицу. И, чтобы полеты начать вовремя, нельзя задержать взлет разведчика погоды. Погода на Кольском полуострове и так меняется в течение часа, - можно начать летать в простых условиях, а закончить отправкой крайних на запасной.
И вот уже подготовлен борт для разведки погоды. Начальник штаба со штурманом части заняли места в кабине. Техник со шнурком по СПУ на связи с экипажем. Стремянки убраны, заглушки сняты, - все готово к таинству начала полетов.
Запуск. Створка турбостартера открылась, свечи трещат, струя работы турбостартера быстро очищает бетонку под самолетом, а заодно, и сушит ее. Топливо с дренажа, двигатель начинает натужно набирать обороты.
Ну все - поехало. Чего мешать матчасти. Пора идти на КПИ, - оттуда руление и взлет видны замечательно. Но вдруг, громкое ПППЫЫЫХХХХХХХ, и двигатель сбрасывает обороты до выбега и остановки. Срыв запуска. А времени и так мало. Ну, сейчас начнется.
Пока бредешь к несчастного вида борту, понимающего всю степень своей вины, в голове разные мысли....
Вот ведь, в Рижском ВВАИУ хорошо же автоматику двигателей преподавали. Правда, это нужно было все еще запомнить и рассказать, а не так как у нас про одного нашего однокашника говорили, что знания в его голове укладываются настолько прочно, что вытащить их из нее, практически, невозможно. В шутку, конечно....
Помню большой зал кафедры, стены которого были увешаны большими и красочными схемами систем авиационных двигателей, с установленными под ними разрезами реальных агрегатов управления. Во время экзамена, мало было ответить по билету, нужно было пройти по всем схемам и макетам, отвечая на дополнительные вопросы требовательных преподавателей.
И в голове вспышками памяти - управляющее воздействие.... перемещение поршня, открывающего подачу..... корректировка сильфоном автомата запуска..... стоп! Сильфон! Сегодня подморозило после вчерашней оттепели.... Дальше созревает правильное решение.
Экипажу оставаться в кабине. Откройте, пожалуйста, лопухи. Дайте Т-образную отвертку. От двигателя.
Прибывшие на начало разборок руководители, контролирующие и исполнители с удивлением смотрят, чего это инженер в двигатель полез... А инженер, найдя этот самый автомат запуска, резиновым набалдашников Т-образной отвертки по сильфону легонько пару раз ТЮК....
Все в исходное. Штатный запуск, обороты надрывно, вслед за розжигом камеры сгорания, выходят на обороты Малого газа. В представлении победителя - занавес! аплодисменты! Пошла разведка в работу!
Стресс, порой, и не такие знания на экзаменах вытаскивали из потаенных уголков соЗНАНИЯ, а тут прямо в тему.
Сегодня это бы назвали лайфхак по незапуску двигателя:)
Всем удачи!