Найти тему

Антонио Гауди: Гений или сумасшедший?

Рассказывая об этом архитекторе и его творениях, крайне непросто обойтись без двух слов - «гений» и «сумасшедший». Даже на выпускном экзамене в Барселонской школе архитектуры седой профессор, изучив дипломную работу рыжеволосого студента, воскликнул: «Господа! Перед нами либо сумасшедший, либо гений!» Имя этого студента Антонио Гауди.

Антонио Гауди. Фото из открытых источников
Антонио Гауди. Фото из открытых источников

Творчество Гауди традиционно принято относить к стилю модерн (или «модернизмо», как говорят у него на родине). Однако в реальности поместить работы гениального мастера в рамки какого-либо стиля попросту невозможно — слишком уникален и ни на что не похож «стиль Гауди». Хотя, надо признать, возник и развивался он рядом с модерном, был тесно с ним связан, однако жил и развивался все же по своим собственным канонам и правилам.

Родился Антонио Гауди-и-Корнет 25 июня 1852 года в маленьком каталонском городке Реус в семье местного кузнеца и был пятым ребенком – последним. От болезней в младенчестве умерли двое старших детей, да и сам Антонио не отличался превосходным здоровьем: мальчик рос слабым и подверженным различным заболеваниям, с шестилетнего возраста страдал артритом.

Болезнь была причиной частых пропусков занятий в школе. Из-за этого Антонио все больше отдалялся от сверстников, предпочитая играм с детьми уединение. Еще в детстве он полюбил долгие пешие прогулки на природе за городом. Эту любовь Гауди сохранял до последних дней.

А вот женщин в биографии гениального архитектора не обнаружит даже самый дотошный исследователь жизни и творчества Гауди. Правда, еще в юности был один романтический эпизод, однако девушка, за которой ухаживал невысокий рыжеволосый студент-архитектор, выбрала другого. Антонио Гауди так и остался на всю жизнь неженатым, а его единственной настоящей любовью до конца дней оставалась архитектура.

В шестнадцатилетнем возрасте Антонио Гауди отправился в Барселону, где пять лет провел в аудиториях Высшей технической школы архитектуры. Здесь, помимо прочего, он изучал ковку металлов, столярное дело и иные прикладные ремесла. Именно в столице Каталонии находится большинство созданных Антонио Гауди шедевров — Барселона на долгие годы стала для архитектора не только родным домом, но и творческой лабораторией, где ставились гениальные и безумные архитектурные опыты.

В первые годы учебы в Барселоне на Гауди и его семейство одно за другим посыпались несчастья. Едва получив диплом доктора, умер старший брат. За ним следом в мир иной отправилась и мать будущего архитектора. А вскоре сестра Роза заболела и умерла, оставив на попечение Антонио своего малолетнего ребенка. После всех несчастий, свалившихся на семью Гауди, отец оставил свою мастерскую в Реусе и вместе с внучкой переехал в каталонскую столицу к Антонио. Младшему Гауди пришлось еще больше работать, чтобы прокормить себя, престарелого отца и племянницу, которая в традициях семейства Гауди, железным здоровьем не отличалась.

Прилежным студентом Антонио никогда не был, теоретическим занятиям и лекциям он предпочитал практику и самостоятельное изучение материала с последующим осмыслением прочитанного. Своей эрудицией он обязан в большей степени самообразованию, нежели образованию академическому.

Так сегодня выглядит Плаза Рейаль в Барселоне. Фото из открытых источников
Так сегодня выглядит Плаза Рейаль в Барселоне. Фото из открытых источников

В 1878 году 26-летний Гауди сдал выпускной экзамен и стал архитектором. В том же году он завоевал право реконструкции одной из площадей каталонской столицы — Плаза Рейаль. Здесь молодой архитектор создавал фонари. Это был единственный госзаказ архитектора — мэрия Барселоны, мягко говоря, недолюбливала Антонио Гауди. Да что там мэрия — даже постоянные заказчики не всегда разделяли его порою уж очень странные идеи.

В повседневной жизни Гауди отличался скромностью и неприхотливостью: основным блюдом его кухни были салаты и дешевые фрукты с молоком, а на улицу архитектор выходил всегда в одном и том же костюме. Нередко прохожие считали его нищим и подавали милостыню.

«Не нужно предаваться иллюзиям, чтобы избежать разочарований», - говорил Антонио Гауди.

В 1878-1882 годах молодой архитектор, кроме создания системы освещения на Плаза Рейаль, работал над несколькими крупными проектами, в том числе строил фонтаны и жилой квартал для работников одного местного предприятия. Тогда Антонио Гауди еще не работал самостоятельно: приходилось решать все больше социальные и урбанистические задачи вместе со старшими и более опытными коллегами.

Саграда Фамилия. Фото из открытых источников
Саграда Фамилия. Фото из открытых источников

Период с 1883 по 1900 годы ознаменовался двумя важнейшими в жизни Антонио Гауди событиями: он приступил к работам над собором Саграда Фамилия и познакомился с Эусебио Гуэль — меценатом и главным заказчиком Гауди на протяжении многих последующих лет. Усадьба Гуэль и Дворец Гуэль были построены в 1884-1891 годах. Наиболее яркими чертами этих строений являются различные орнаментальные мотивы, соединение кирпича с керамикой, декоративные задачи цвета. Несмотря на четко улавливающуюся выразительность арабской архитектуры, Гауди смог уйти от подражания, насытив эти строения оригинальной игрой мотивов.

В те же годы Антонио Гауди трудился над Епископским дворцом, школой монастыря святой Терезы, а также проектировал и строил Каза де лос Ботинес в Леоне. В этих проектах легко читается диалог мастера с готикой — выделяется чистота линий, характерная для готики, а также строгий ритм арок и колонн, органичное слияние зданий с ландшафтом.

В 1883 году Гауди приступает к строительству нового собора столицы Каталонии — Саграда Фамилия (Святое Семейство). Глубоко верующий архитектор отдает проекту все физические, творческие и духовные силы. Он собирается возводить храм по образцу готических соборов. Архитектор решает построить три фасада: Рождества, Славы и Страстей. В проекте соединились символика готики с тягой к символическому мышлению автора проекта: храм Саграда Фамилия должны, по задумке мастера, венчать 12 башен — по числу апостолов, вертикаль над апсидой символизировала Богоматерь, а шпиль над средокрестием — Иисуса Христа. При жизни Гауди были построены часть стен, крипта и фасад Рождества. Позднее возвели фасад Страстей.

Храм Святого Семейства, решение о строительстве которого было принято еще в 1874 году, является одним из самых известных в мире долгостроев. Это объясняется в большей степени тем, что строительство велось исключительно на добровольные пожертвования прихожан. Лишь 7 ноября 2010 года папа Бенедикт XVI провел церемонию освящения храма и объявил его официально готовым к ежедневным богослужениям.

В начале нового века уникальный стиль гениального мастера достиг своего пика. В это время создаются самые известные творения мастера, среди которых нельзя не отметить Каза Батло и Каза Мила (Ла Педрера).

Каза Батло. Фото из открытых источников
Каза Батло. Фото из открытых источников

Лирические мотивы нашли свое отражение в Каза Батло, где цветовая гармония и пластическая фактура материала используются настолько виртуозно, что весь декор представляется состоящим из живых, лишь на мгновение остановившихся форм. Классическим образцом модерна является Каза Мила (Ла Педрера). Здесь наблюдаются неуловимые переходы от симметрии к асимметрии, разнородные материалы изысканно сочетаются с орнаментальным богатством кованных балконных решеток. В Каза Мила четко прослеживается образно-символический характер строения — в качестве решения для первого этажа выбран подземный мир грота, а линии фасадов есть ни что иное как движение морских волн.

Выражением социально-утопических идеалов Антонио Гауди и его друга и постоянного заказчика Эусебио Гуэль стали парк Гуэль и Колония Гуэль.

Колония задумывалась как жилой район для рабочих с церковью и криптой в Санта Колома де Сервелло. Была построена крипта в соответствии с готическими архитектурными концепциями — уникальнейшее сооружение, вершина творческих поисков символического языка архитектуры.

Колония Гуэль. Фото из открытых источников
Колония Гуэль. Фото из открытых источников

Парк Гуэль придумал сам заказчик после путешествия по Англии. По его замыслу, на окраине каталонской столицы на склонах холма должны были разместиться 60 особняков. Антонио Гауди, используя естественные неровности местности, построил динамическую архитектурную композицию. В композиции не только яркость природы южного региона, но и в большей мере безграничная фантазия и талант архитектора довели до максимальной степени выразительности особенности живописного парка. Здесь выполненные руками мастера элементы соперничают с живой растительностью, а грубые необработанные камни сплетаются в тонкие кружева причудливых южных орнаментов. Гауди всю жизнь мечтал о слиянии в органическом единстве мира человека с природой. С уверенностью можно сказать, что именно в парке Гуэль эта мечта воплотилась в жизнь.

К сожалению, из задуманных шести десятков особняков было построено только три. К началу Первой мировой войны работы в парке были прекращены, а в 1922 году, уже после смерти Антонио Гауди, земельный участок выкупила мэрия Барселоны.

В 1904-1913 годах Гауди занимался восстановлением памятника испанской готики – Кафедрального собора Пальмы де Майорка.

Жизнь Антонио Гауди оборвалась трагически — в начале июня он попал под трамвай и 10 июня умер. Похоронили гениального архитектора в соборе Саграда Фамилия.

Интересные факты

  1. В списке ЮНЕСКО по охране мирового культурного и природного достояния 8 произведений Гауди: парк Гуэль, дворец Гуэль, фасад Саграда Фамилия Рождество, крипта этого же собора, Каза Мила, Каза Батло, дом Висенс, а также архитектурный ансамбль Гуэль в Барселоне.
  2. На родине Гауди в Реусе дом родителей архитектора не сохранился, зато там есть музей Гауди - четырехэтажное здание из синего стекла. Музей открылся в 2007 году, но уже стал главной достопримечательностью городка после бутиков. Его экспонаты - макеты проектов будущих творений великого сына города - архитектора Антонио Гауди.
  3. Всю свою жизнь Гауди провел в Каталонии, лишь на короткое время оставив ее в 1887 году.
  4. Католики Испании многократно обращались к Римскому Папе с просьбой канонизировать Антонио Гауди, и в июле 2003 года начались официальные процедуры возведения архитектора в сан святых.
  5. Это покажется странным, но вплоть до 1952 года имя Гауди было мало кому известно – о нем не упоминал ни один из учебников по истории искусств и даже специалисты мало что знали о гениальном архитекторе.
  6. Строительство храма Саграда Фамилия завершится примерно через 65 лет, однако точной даты никто назвать не может. Многие полагают, что тайный замысел Антонио Гауди заключался в том, чтобы сделать строительство храма вечным.