Представьте, что человеческая жизнь стала подобна жизни бабочки-однодневки и за сутки предстоит пройти путь от рождения до смерти, открыть для себя мир, оставить свой след.
Жизни героев графического романа «Замок из песка» швейцарского художника и комиксиста Фредерика Питерса и французского режиссера и сценариста Пьера Оскара Леви пролетают, как в ускоренной съемке: год за полчаса.
«Сегодня утром мне было 3 года… А ночью я, наверно, умру!»
В жаркий летний день в уединенной бухте собирается пестрая компания: три семьи и беженец из Алжира. Среди них — доктор, писатель-фантаст, четверо детей от трех до четырнадцати лет.
Идиллию семейного отдыха на пляже нарушают странные события. В воде обнаруживают труп девушки. Герои начинают подозревать алжирца, но скоро понимают, что он не убийца, а такая же жертва, как и все они.
Сначала история кажется детективом. Но сюжет резко меняет направление и балансирует на грани мистического триллера и научной фантастики. Неведомая сила не дает никому выбраться из бухты, мобильная связь пропадает, герои теряют связь с внешним миром.
Самое ужасное — они начинают быстро стареть. Поэтому в истории много фрагментов, связанных с телесностью, с состоянием тела в разные периоды жизни и смерти. Мы меняемся каждый день и не замечаем этого. Но когда время ускоряется, эти перемены ужасают.
Главный герой одного из моих любимых графических романов «Однастория» Джипи точно заметил: «Если восемнадцатилетний вдруг проснется среди ночи. Поднимется… И в зеркале каким-то волшебством, проклятьем увидит себя с лицом и со всем обликом себя будущего пятидесятилетнего, — он умрет, его стошнит». Эта фантазия, еще сильнее преувеличенная, стала реальностью для героев «Замка из песка».
Дети стремительно взрослеют и становятся родителями. Тела всех оказавшихся в бухте претерпевают пугающие метаморфозы: дети, которые еще пару часов назад лепили куличики из песка, переживают пубертатный период и взросление, а их родители, считавшие себя в расцвете сил, испытывают тяготы старения — от менопаузы до Альцгеймера. Мы видим, как изнашиваются их тела, а лица покрываются сеткой морщин.
Герои мечутся от поисков причин случившегося (проклятие, коллективная галлюцинация, воздействие какого-то химического вещества?) до осознания собственного бессилия перед неизбежным — старением и смертью.
Завершается история восточной сказкой-притчей о ценности жизни и умении жить, а не прятаться от жизни. Концовка возвращает нас к ключевой метафоре книги, вынесенной в заглавие. Человеческая жизнь быстротечна, как судьба замка из песка: мгновение — и его смыло волной. История заставляет задуматься о наполненности собственной жизни, мечтах, отложенных на потом, которое может и не наступить.
«Замок из песка» вдохновил режиссера М. Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Неуязвимый», «Знаки») на создание фильма «Время», который выйдет в российский прокат 22 июля.