Найти в Дзене

Болезнь, вдвое сократившая гарем османского султана в XIX веке

У османских султанов было по многу жён и наложниц и рождалось много детей. При этом шехзаде, сыновьям султана, приходилось туго. Во избежание борьбы за престол и междоусобицы, сыновей прежнего султана казнили и заточали в кафесы — павильоны на территории султанского дворца, которые они не могли покидать. Но если такая печальная судьба была у сыновей султанов, то какой смысл было иметь много жён и рожать так много детей? Большие гаремы султаны держали, как показатель своего высокого статуса, чтобы восхищать европейских королей. А огромное количество детей, к примеру, у султана Мурада их было около 100, было необходимо на всякий случай. Вдруг эпидемия какого-нибудь заразного заболевания унесёт жизни многих сыновей султана? А если их вообще не останется, то кто потом наследует престол? Но если в XVI веке в основном всех «косили» чёрная оспа и чума, то в XIX веке — чахотка (туберкулёз), и многочисленность гарема только способствовала распространению инфекции. Эта беда коснулась многих жён
Оглавление

У османских султанов было по многу жён и наложниц и рождалось много детей. При этом шехзаде, сыновьям султана, приходилось туго. Во избежание борьбы за престол и междоусобицы, сыновей прежнего султана казнили и заточали в кафесы — павильоны на территории султанского дворца, которые они не могли покидать.

Но если такая печальная судьба была у сыновей султанов, то какой смысл было иметь много жён и рожать так много детей? Большие гаремы султаны держали, как показатель своего высокого статуса, чтобы восхищать европейских королей. А огромное количество детей, к примеру, у султана Мурада их было около 100, было необходимо на всякий случай. Вдруг эпидемия какого-нибудь заразного заболевания унесёт жизни многих сыновей султана? А если их вообще не останется, то кто потом наследует престол?

Но если в XVI веке в основном всех «косили» чёрная оспа и чума, то в XIX веке — чахотка (туберкулёз), и многочисленность гарема только способствовала распространению инфекции.

Эта беда коснулась многих жён и детей султана Абдул-Меджида I.

Абдул-Меджид I
Абдул-Меджид I

Дюздидил кадын-эфенди

Третья супруга султана Абдул-Меджида. Родилась в 1825 году в знатной убыхской семье. В возрасте 6 лет попала в гарем османского султана (по воле своих родителей), находящийся во дворце Топкапы, вместе со своей молочной матерью (кормилицей) по имени Эмине.

С раннего детства Дюздидил готовили на роль супруги или икбал султана. Её обучали частные преподаватели, в том числе ставшей в то время популярной игре на фортепиано. Славилась Дюздидил красотой и не в меньшей степени своенравным и надменным нравом.

В возрасте 14 лет она вышла замуж за 16-летнего султана Абдул-Меджида. Через год, в 1840 у неё родилась первая дочь. В 1841 году родились девочки-двойняшки. Но все они не прожили и двух лет. В 1843 году вновь родилась дочь — Джемиле. И только ей было суждено прожить долгую жизнь. В 1845 году у Дюздидил вновь родилась слабенькая девочка, прожившая всего два месяца.

Частые беременности и роды сильно подорвали здоровье Дюздидил, она заболела туберкулёзом. Ее отправили на лечение в провинцию с другим климатом, дочь Джемиле осталась во дворце. Но ничего не помогло, и в возрасте 20 лет султанши не стало, болезнь и тоска по дочери оказались сильнее.

Джемиле воспитала другая жена султана Абдул-Меджида — Пересту-кадын.

Тиримюжган ханым-эфенди

Родилась в 1819 году. Вероятно, была черкешенкой. Именно эта женщина стала матерью султана Абдул-Хамида II. Кроме Абдул-Хамида, Тиримюжган родила сына и дочь, скончавшихся в раннем возрасте.

По воспоминаниям тех, кто её видел, Тиримюжган была очень красивой, утончённой, доброй, с каре-зелеными глазами и тёмно-русыми волосами, стройная и со светлой кожей. У них с сыном Абдул-Хамидом были очень тёплые отношения, и они были вместе до конца, несмотря на то, что и не могли достаточно близко общаться, поскольку Тиримюжган была больна туберкулёзом. Её не стало в 34 года, в 1853 году, Абдул-Хамиду было на тот момент 10 лет.

Его воспитала также Пересту-ханым, ставшая официально последней валиде Османской империи, хотя султан Абдул-Хамид не был её родным сыном.

Гюльджемаль кадын-эфенди

Она родилась в 1826 году в Сараево, в знатной боснийской семье. В детском возрасте была отдана на воспитание в османский гарем, а в 1840 году, в возрасте 14 лет стала женой султана Абдул-Меджида. В том же году у них родилась первая дочь. Следом появилась ещё одна дочь и сын, который в будущем станет султаном Мехмедом V.

Но и он, как и Абдул-Хамид II, будет воспитываться приёмной матерью, которой для него станет другая жена отца — Севкетсеза-кадын. Гюльджемаль умерла от туберкулёза в 1851 году, в возрасте 35 лет.

Нюкетсеза-ханым

Родилась в 1827 году в Абхазии в знатной семье. В возрасте 8 лет она попала в гарем османского султана, где её воспитывала лично валиде Безмиалем, ее будущая свекровь.

В 18 лет Нюкетсеза вышла замуж за султана Абдул-Меджида, родила троих детей, но как и большинство жён султана, заразилась туберкулёзом, от которого и скончалась в 1850 году, в возрасте всего 23 лет.

Фатьма Гюлюсту ханым-эфенди

Одна из последних жён султана Абдул-Меджида. Родилась в 1830 году, в знатной абхазской семье. В 10 лет была отдана на воспитание в гарем, а в 24 года вышла замуж за султана Абдул-Меджида. Родила девочек-близнецов, которые прожили только несколько месяцев, ещё одну дочь и сына, ставшего последним султаном Османской империи — Мехмеда VI.

Фатьма Гюлюсту скончалась в 1861 году, через 3 месяца после рождения сына. А ещё через 4 недели не стало и её супруга Абдул-Меджида. Их всех унесла чахотка.

Фатьма Гюлюсту ханым-эфенди
Фатьма Гюлюсту ханым-эфенди

Если вы интересуетесь историей, не забудьте нажать 👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые материалы.