Вторую мировую иногда называют войной моторов. И эти моторы работали не только внутри боевых самолетов, танков и прочей сугубо военной техники. Огромную роль для победы сыграл и обычный автомобильный транспорт — от гражданских «эмок» и «полуторок» до созданных специально для фронтовых условий машин повышенной проходимости. В совокупности за годы войны автомобильный транспорт перевёз порядка 3,5 млн человек и почти 150 млн т грузов. 22 июня, в День памяти и скорби, NEWS.ru решил вспомнить, какие автомобили стали самыми знаковыми для фронта и Красной армии.
Первые дни войны
В 1941 году на вооружении у РККА находились 272,6 тыс. автомобилей. В составе Вооружённых сил насчитывались 19 автомобильных полков, 37 автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо. Практически сразу же были мобилизованы более 150 тыс. машин, задействованных в сельском хозяйстве. Однако, несмотря на численное превосходство, советский транспорт уступал по качеству и технической оснащённости автопарку вермахта.
Первыми на фронтовые дороги вышли гражданские грузовики: ГАЗ-АА, ЗИС-5 и пятитонки ЯГ-6. Использовались и легковые эмки ГАЗ-М1, позднее на фронт начали поступать первые советские внедорожники ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. На их базе были созданы различные боевые машины — бронеавтомобили, артиллерийский тягачи, штабные и машины разведки, автомобили связи и санитарный транспорт. Немалую роль сыграли и поставлявшиеся союзниками по ленд-лизу автомобили, прежде всего легендарный трехосный грузовик «Студебекер» модели US6, прозванный советскими шоферами студером.
Полуторка
ГАЗ-ММ, или, как его в народе называли, полуторка, стал самым распространенным и одним из самых важных автомобилей военных лет. Полуторатонный грузовик стал облегчённым и упрощённым вариантом гражданского грузовика ГАЗ-АА, который также активно использовался в первые годы войны. Прототипом послужил американский Ford АА, немного доработанный под реалии советского времени.
Из-за дефицита стали конструкция кабины грузовика подверглась максимальной оптимизации: вместо дверей — треугольные боковые загородки и рулон брезента, крылья изготавливали из кровельного железа методом простой гибки, не было передних тормозов, ради экономии ГАЗ-ММ лишился даже одной фары головного света.
ЗИС-5
Грузовой автомобиль ЗИС-5 выпускался в Москве на Автозаводе имени Сталина до октября 1941 года, позднее, в апреле 1942-го, производство военной версии трёхтонки с индексом ЗИС-5В было налажено в Ульяновске и Миассе. Трёхтонка стала едва ли не первым советским грузовиком, конструкцию которого разработали практически с нуля инженеры АМО-ЗИС Евгений Важинский, Владимир Лялин и Борис Строканов.
Усовершенствование ЗИС-5 заключалось в основном в упрощении машины и повышении её ремонтопригодности, также конструкторы постарались повысить качество эксплуатационных характеристик грузовика, увеличить проходимость и грузоподъёмность автомобиля. Стоит отметить, что автомобиль состоял всего лишь из 4,5 тыс. деталей, которые в основном были изготовлены из чугуна, стали и дерева.
Эмка
Легковой седан ГАЗ-М1, или эмка, советский потомок американского Ford Model B 40A, был создан главным конструктором Горьковского автозавода Андреем Липгаром. В индексе ГАЗ-М1 зашифрована фамилия председателя Совнаркома Вячеслава Молотова — «ГАЗ Молотовский-1».
Автомобиль ГАЗ-М1 отличался передовой для своего времени конструкцией. Закрытый четырехдверный кузов седана был цельнометаллическим и монтировался на раме, что позволяло сгладить ощущение неровностей на дороге и сделать езду на машине максимально комфортной. В эмку поставили новаторские сиденья с регулировкой, козырьки от солнца, боковые форточки, прикуриватель и даже датчик уровня топлива.
По ровной дороге 50-сильный ГАЗ-М1 с 3,2-литровым мотором и трехступенчатой КПП спокойно разгонялся до 105 км/ч, при этом средний расход топлива на сотню составлял 14,5 л. Производство ГАЗ-М1 завершилось в 1943-м, всего для нужд Красной армии были выпущены почти 63 тыс. машин, значительная часть из которых находилась в строю до конца войны.
ГАЗ-64
Полноприводный внедорожник ГАЗ-64 стал одним из самых известных советских автомобилей времен войны. «Козлик» был сконструирован, а потом и запущен в серийное производство в рекордные сроки. Всего 51 день прошел с момента, когда советское руководство отдало приказ создать легкий, недорогой и неприхотливый в обслуживании отечественный внедорожник, до полной готовности к выпуску реальных машин. Конвейер для производства автомобиля был запущен спустя ровно два месяца.
Кстати, машина стала одним из главных транспортных средств во время обороны Москвы. Прямо на заводе на автомобиль устанавливали противотанковую 57-миллиметровую пушку, после чего полноприводный артиллерийский тягач отправлялся на передовую.
«Студебекер» и «Виллис»
РККА за годы войны получила 154,4 тыс. новых отечественных автомобилей, однако огромное количество машин поставлялось на фронт по договорам ленд-лиза из стран антигитлеровской коалиции — США и Великобритании. Зачастую машины доставлялись в СССР в разобранном виде, после чего собирались на заводах в Москве, Горьком, Коломне и других городах.
В СССР поставлялось около 50 моделей автомобилей американских, канадских и английских фирм. Наиболее распространёнными в рядах Красной армии импортными машинами стали «Студебекер» (Studebaker US 6×6 и 6×4), внедорожные «Виллисы» — Willys MB и идентичные по конструкции Bantam 40RC. Всего в армию по ленд-лизу было поставлено почти 478 тыс. автомобилей.
Кстати, легендарные советские гвардейские реактивные минометы БМ-13 «Катюша» устанавливались в основной своей массе именно на американские трёхосники «Студебекер». «Катюши» пытались ставить и на другие ленд-лизовские шасси — например, на двухосный грузовик Chevrolet G7107, однако лишь Studebaker US 6×6 благодаря своей мощности и шести ведущим колёсам мог дать батареям БМ-13 беспрецедентную мобильность, высокую проходимость и поразительную скорость передвижения по асфальтовому покрытию.